№2, 1962/Обзоры и рецензии

Проблемы исторической песни

Б. Н. Путилов, Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков, Изд. АН СССР, М. – Л. 1960, 300 стр.

Баллада о смелой и умной Авдотье Рязаночке, сумевшей вызволить своего брата из татарского полона от самого Бахмета; скоморошина о Кострюке, побитом на свадебном пиру у Грозного двумя бойцами с рынка; трагическая старина (так народ называет былины и родственные им песни)» о гневе Грозного на сына; лирические многоголосные песни о Ермаке; солдатские песни XVIII-XIX веков и многие другие песни – все это вместе принято называть песнями историческими. Понятно, почему фольклористы спорят, существует ли вообще такой жанр. А если существует, то не относятся ли к нему и революционные песни рабочих XVIII-XIX веков, песни 1905 года, фольклор гражданской или Великой Отечественной войны? И где разница между историческими и не историческими песнями? Существует ли вообще такая граница?

Бесспорно одно: есть разряд песен, очень разнообразных по своей жанровой принадлежности, в которых народ выразил свое стремление к борьбе за национальную и социальную свободу, свою оценку исторических событий. Ясно и то, что этот фольклор надо изучать. Самое заглавие книги Б. Путилова свидетельствует о новом понимании названной выше проблемы: термин «историческая песня» отброшен и заменен другим: «историко-песенный фольклор».

Труд Б. Путилова можно назвать академическим в лучшем смысле этого слова. В нем сочетаются полный и критический охват материала с мастерством анализа. Созданию книги сопутствовала кропотливая работа по выпуску свода русских исторических песен в четырех томах, подготовляемых Институтом русской литературы (Пушкинский дом) под редакцией Б. Путилова (в 1960 году вышел в свет первый том). В этом своде воспроизведены или учтены все тексты исторических песен, где-либо и когда-либо напечатанные, я большое количество текстов архивных, печатаемых впервые. Таким образом, в распоряжении исследователя оказался материал, каким не располагал ни один из его предшественников.

Развитие историко-песенного фольклора прослеживается в книге Б. Путилова от его истоков до XVI века. Исследование состоит из обстоятельного методологического введения и ряда очерков, объединенных в главы по основным периодам развития жанра. Каждая песня подвергается анализу по всем своим версиям и вариантам.

Подробно рассматривается былина как жанр, предшествовавший развитию собственно историко-песенного фольклора. Изучение историзма былины дает многое для понимания позднейших так называемых исторических песен. Удачным следует признать то, что говорится о соотношении былины и летописи. Вопреки мнению ряда ученых, возводивших былинные сюжеты к летописным повествованиям, Б. Путилов убедительно показывает, что былины не являются перепевом летописей, а созданы на материале действительности.

Фольклор как преломление действительности – таков основной пронизывающий книгу принцип. Убедительно показано, что историко-песенный фольклор зародился в период борьбы с монголо-татарским нашествием и начал зарождаться не в Киеве, а в Рязани.

Новый взгляд на историческую песню позволил автору охватить материал чрезвычайно широко. Предмет исследования – не «исторические песни о борьбе с татарщиной», а «борьба с татарщиной в русском песенном фольклоре». Равным образом для XVI века это не «песни о Грозном» или «песни о Ермаке», а «народ и царь в песне XVI века». Изучается все, что сюда относится. Так, в связи с вопросом о татарщине привлечены не только собственно исторические песни и примыкающие к ним, но и духовные стихи о Егории Храбром и Дмитрии Солунском, лирические песни, в которых говорится о татарах, и т. Д. В книге, например, указаны все песни, в которых есть хотя бы малейшее упоминание о Грозном, Ермаке или событиях и обстоятельствах XVI века.

Последовательность рассмотрения песен в основном одна и та же: анализируется сюжет, фабула, завязка, развитие и окончание песни. По ходу изложения вскрывается связь песен с действительностью, характеризуется исторический фон. Действующие лица рассматриваются и как художественные образы, и как участники исторических событий. Изучается поэтика песен, их жанровая принадлежность, характер художественного вымысла. В итоге читатель получает полное и ясное понятие о каждой из изучаемых песен, а книга в целом дает представление о развитии всего русского песенного исторического фольклора.

Из спорных положений, содержащихся в книге Б. Путилова, остановимся на одном. Самая ранняя историческая песня, какую Мы знаем, относится к событиям 1327 года и повествует о восстании против татар в Твери и убийстве татарского посла Чол-хана, по-песенному – Щелкана.

Возникает вопрос, не было ли песен ‘более ранних, не дошедших до нас. Б. Путилов полагает, что такие песни были; предполагается далее, что эти песни оставили след в русской литературе и что по этим следам их можно реконструировать.

«Повесть о разорении Рязани Батыем», как известно, относится к событиям 1237 года; из текста этого памятника автором книги реконструируются три песни. Попытки таких реконструкций делались и раньше; попытка, сделанная Б. Путиловым, – наиболее тщательная и наиболее продуманная из всех имеющихся в науке. Но и эта попытка так же не убеждает, как и более ранние. Элементы, из которых слагается повесть, невозможны в фольклоре. Разумеется, нельзя отрицать, что «Повесть» пронизана фольклорными элементами, и поэтому все параллели с фольклором, приводимые Б. Путиловым, убедительны и интересны. Мало того, они весьма полезны, но не для фольклористов, а для историков древнерусской литературы. Они показывают, в какой степени фольклор проникает в повествовательную литературу. Но эти же параллели убеждают нас, что жанр повести существенно отличается от жанра исторической песни.

В заключение хочется еще раз отметить, что, ценность книги Б. Путилова в фундаментальности исследования, в котором заново и остро решены многие трудные вопросы современной науки о народном творчестве.

г. Ленинград

Цитировать

Пропп, В. Проблемы исторической песни / В. Пропп // Вопросы литературы. - 1962 - №2. - C. 207-208
Копировать