№6, 2006/Книжный разворот

В. М. Пискунов. Чистый ритм Мнемозины

Имя Владимира Максимовича Писку нова уже давно известно всем, кто интересуется русской литературой XX века. И нам остается только порадоваться, что в 2005 году, незадолго до смерти, он все же успел составить свой сборник. В книге три части: «Андрей Белый и другие», «Россия вне России», «Если выпало в империи родиться». В первую вошли тринадцать статей, связанных с различными аспектами жизни и творчества А. Белого; во вторую – три обширные работы, посвященные наследию эмигрантов первой волны; третью часть составили десять статей о прозе, написанной или «возвращенной» после смерти Сталина. Только одна статья публикуется в этом сборнике впервые. Остальные ранее появлялись в печати как предисловия к редактируемым сборникам или самостоятельно, на протяжении, по крайней мере, двух десятилетий. В. Пискунов замечает, что в книге «длиною в двадцать лет» существует вероятность повторов или разночтений. На самом деле, это далеко не так. Незначительное количество повторов, присутствующих в статьях о Белом, объясняется спецификой задач автора, и именно логичность и масштабность видения, явленные в сборнике, поражают читателя. Полностью оправдывается надежда исследователя на то, что он внес свой неповторимый вклад в «общее дело» переосмысления русского XX века как единого целого. Идея воссоздания этого единства является первостепенной для всего замысла.

Никто не сделал так много для восстановления и возращения работ Андрея Белого русскому читателю, как Пискунов. Он – редактор нескольких изданий, опубликованных в постперестроечный период, прежде всего, запланированного собрания сочинений Белого (работа была прервана на седьмом томе). Ряд статей, включенных в рецензируемый сборник, писались как предисловия к этим изданиям, тогда как другие были задуманы как материалы для конференций или журналов. В конечном итоге, эти тринадцать статей охватывают практически все стороны жизни и творчества Белого: его поэзию, эстетические воззрения, «симфонии», романы, путевые заметки, его мемуары и мемуары о нем. Некоторые статьи не отличаются новизной, хотя выбор и рассмотрение материала свидетельствуют о самостоятельном и целостном подходе. Другие статьи подтверждают мысль о том, что автору удалось проложить свой собственный путь в мир Андрея Белого. Обращение к «Четвертой симфонии», например, является одним из наиболее убедительных прочтений этого весьма неоднозначного произведения поэта.

Статья «Собиратель пространства» пробуждает интерес к достаточно забытому аспекту творчества Белого – его путевым заметкам и справедливо вписывает их в биографический и творческий контекст. Ни один из сборников материалов о Белом не был бы полным без серьезного изучения «Петербурга», а статья о «втором пространстве» остается одним из самых убедительных исследований того, как сделан роман. В отличие от многих предыдущих критиков, Пискунов рассматривает «второе пространство» героев как совершенно противоположное той «мозговой игре», что подражает творцу в создании внешней реальности. Интерпретируя это «второе пространство» как открытое, критик предлагает в целом более обнадеживающее, по сравнению с предыдущими работами, прочтение этого романа.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2006

Цитировать

Элсворт, Д. В. М. Пискунов. Чистый ритм Мнемозины / Д. Элсворт // Вопросы литературы. - 2006 - №6. - C. 366-369
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке