В. Кантор. Русская классика, или Бытие России
В. Кантор. Русская классика, или Бытие России. 2-е изд., перераб. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 600 с.
Книга В. Кантора основана на предположении, что при всем многообразии и противоречивости произведений, русская литература XIX века вращалась вокруг одной «оси», была нацелена на решение одной важнейшей проблемы — оценки исторической судьбы России в отношении исторической судьбы Европы или, проще говоря, признание России в качестве европейской или принципиально неевропейской державы. В такой однозначной и ясной формулировке главного нерва русской литературы XIX века заключается очевидное достоинство книги Кантора: исследователь дает очень последовательную и плодотворную модель развития не только русской литературы, но и всей русской культуры XIX-ХХ веков, причем эта модель работает и в отношении процессов, протекающих в современной культуре России. Хотя одновременно можно высказать сомнение в том, что все идейное многообразие литературы можно охватить такой рациональной и простой схемой.
Характерный признак любой целостной концепции истории культуры — выбор в плеяде великих деятелей культуры наиболее представительной и значимой фигуры. По-разному фиксируя главный принцип русской литературы, мы увидим совершенно разных главных выразителей этого принципа. В той парадигме исследования русской литературы, которой придерживается В. Кантор, главной фигурой оказывается И. Тургенев. На первый взгляд это кажется странным, ведь в произведениях Тургенева не так много прямых отсылок к проблеме исторической судьбы России и ее взаимоотношений с Западом (их гораздо больше, например, в произведениях Ф. Достоевского и Л. Толстого). Но здесь проявляется внутренняя сложность подхода В. Кантора к анализу русской литературы. Формулируя свое видение ее главной проблемы, он, конечно же, имеет в виду не ее прямое публицистическое выражение, но скрытое присутствие в качестве центра художественных и идейных концепций. Тургенев предстает в книге писателем, который наиболее ясно реализует в своем творчестве художественные ценности, определившие развитие западной культуры. Именно это прежде всего констатирует В. Кантор:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2015