№3, 2013/Книжный разворот

В. Кантор. «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов

В. Кантор. «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов (становление философского пространства в России). М.: РОССПЭН, 2011.

В 90-е годы ХХ века мы открыли для себя богатство философской мысли дореволюционной России, стремительно преодолев оценки, порожденные советской идеологией и деформировавшие соотношение по-настоящему значимого и второстепенного в нашей культуре. Однако очень быстро сложились новые стереотипы понимания, конечно, не столь грубые и идеологически заданные, как в советскую эпоху, но не дающие полной картины развития философской и общественной мысли. Наше современное понимание, особенно если иметь в виду общественно-политический срез, оказалось во многом определено известными дихотомиями — консерватизма и либерализма, монархизма и демократизма, славянофильства и западничества. Это означает, что мы во многом повторили в новой и уже несколько фарсовой форме штампы русской мысли.

Такого рода ошибки и стереотипы, искажающие наше историческое зрение, и пытается преодолеть в своей книге В. Кантор. Открыто провозглашая основные принципы своего философского мировоззрения, главными из которых являются идея единства России с Европой и приоритет ценностей личной свободы и культурного развития нации, В. Кантор осуществляет проверку подходов, характерных для обоих («западнического» и «славянофильского») направлений нашей философской и историко-философской мысли, и показывает, что они не дают адекватного понимания важнейших явлений в нашем культурном наследии. В большинстве случаев он делает очень важную поправку к сложившимся образам мыслителей и идейных движений, и в результате возникает гораздо более глубокое представление, претендующее на ту объективность видения, которой так не хватало и не хватает русской мысли на всем протяжении ее развития.

Наиболее принципиальной является первая часть книги, где рассматриваются такие корифеи русской мысли, как А. Герцен, Л. Толстой, Ф. Достоевский, К. Леонтьев, Вл. Соловьев. Герцен является родоначальником и чисто философской, и общественно-политической мысли в России, поэтому отношение к нему определяет очень многое в общей интерпретации русской культуры. В советское время в творчестве Герцена подчеркивали его революционную направленность и критику европейского общества за его «мещанство». В рамках новых подходов Герцен предстал убежденным либералом, защитником идеи свободы, в то время как его деятельность по организации свободной типографии за границей, издание «Колокола», призывы к революционному изменению российской действительности отодвигаются на второй план как несущественное дополнение к его теоретическим работам.

В. Кантор совершенно по-иному оценивает соотношение этих противоположных составляющих деятельности Герцена. В определенном смысле он воспроизводит консервативно-монархическую критику Герцена, но в силу либеральных убеждений самого Кантора эта критика лишена традиционной идеологической ангажированности и исходит именно из тех принципов, которые в своих теоретических работах исповедовал сам Герцен. Главный парадокс мировоззрения Герцена оказался свойственным и многим другим западникам. Кантор формулирует его следующим образом:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2013

Цитировать

Евлампиев, И.И. В. Кантор. «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов / И.И. Евлампиев // Вопросы литературы. - 2013 - №3. - C. 468-471
Копировать