№1, 1969/Коротко о книгах

В глубь текста

Э. Г. Бабаев, Толстой об искусстве, Приокское книжное изд-во, Тула, 1966, 48 стр.; его же, Роман Льва Толстого «Анна Каренина», Приокское книжное изд-во, Тула, 1968″ 130 стр.

Бабаев владеет искусством проникновения в сферу художнической мысли писателя, в его поэтику, он умеет тонко и свежо прочитывать текст и подтекст, вслушиваться в слово, приводить различные компоненты произведения к единому творческому знаменателю. Есть у него вкус и к широким обобщениям, но «художественную завершенность целого» он постигает через «эстетическую ценность отдельных картин», через неприметную на первый взгляд коллизию, затерявшуюся в глубине произведения, или увиденное крупным планом слово, жест, конфликт – через магический кристалл искусства. Его влечет к тайне структуры поэтического мышления художника. Собственно, об этом и написаны обе его малоформатные и малообъемные, но содержательные книжечки.

Особенность сборника «Толстой об искусстве» правильно отметил в своем кратком вступлении К. Ломунов: «Автор отправляется не от общих оценок эстетики Толстого, а от частных эпизодов биографии писателя и его творчества». Книжка эта состоит из четырех очерков, единых по теме, и на всех них лежит печать неутомимого следопытства.

Не было прочитано по существу ни разу одно из известнейших писем художника И. Н. Крамского, напечатанное во всех собраниях его писем. Э. Бабаев выдвинул гипотезу, что это не письмо к В. Г. Черткову и написано оно не в 1884 году, как это было принято считать. Ему удалось доказать, что этот не имеющий начала, даты и адресата документ не что иное, как своеобразный конспект беседы художника с Толстым, сделанный им в 1873 году в Ясной Поляне, где он писал портрет писателя.

Цитировать

Розанова, С. В глубь текста / С. Розанова // Вопросы литературы. - 1969 - №1. - C. 226-227
Копировать