№5, 2012/Литературные портреты

В. Г. Белинский в воспоминаниях чембарцев. По запискам М. И. Храмовой

Еще в конце XIX века исследователями творчества В. Белинского стали записываться рассказы его современников, появилась мемуарная литература — воспоминания людей, близко знавших критика. Были опубликованы воспоминания Д. Иванова, М. Попова, И. Лажечникова. Это люди, знавшие его учеником Чембарского уездного училища, Пензенской гимназии, студентом Московского университета. Народные же рассказы, предания о В. Белинском, его семье, родных почти не исследовались.

Несколько лет назад у жительницы г. Белинского Анны Ивановны Храмовой, сестры основателя музеев В. Г. Белинского и М. Ю. Лермонтова — Александра Ивановича Храмова — приобретены три рукописные тетради записей ее матери Марии Ивановны Храмовой, жившей в г. Чембаре в третьей четверти XIX и в первой половине XX века (1867-1946 годы). Несколько десятилетий хранила Анна Ивановна эти записи — воспоминания своей матери, — прежде чем передала их в музей В. Г. Белинского.

«Записки» Марии Ивановны Храмовой — это три довольно объемистые тетради, сшитые суровой ниткой, составляющие вместе 1140 страниц тетрадного формата. На титульном листе первой тетради крупными буквами заглавие: «Записанные мною, Марией Ивановной Храмовой, воспоминания старины, о В. Г. Белинском, М. Ю. Лермонтове… Запись со слов А. А. Воскресенской». Записи от времени почти или, к сожалению, совсем неразборчивы, бессистемны, отрывочны, иногда повторяются. Писались они в конце XIX века и в первой половине XX века, когда воспоминания среди старожилов еще бытовали. Записи постоянно пополнялись. Последние произведены до Великой Отечественной войны.

Белинсковед В. Нечаева, автор четырехтомной монографии «В. Г. Белинский. Начало жизненного пути и литературной деятельности», вышедшей в издательстве АН СССР в 1949 году, во время работы над ней побывала в Чембаре, встречалась со старожилами, в том числе и с М. Храмовой, пользовалась этими записями: «С большой осторожностью позволила себе ввести в оборот некоторые неопубликованные записи преданий о семье Белинских, хранившиеся у нее «во второй половине XIX века»»1.

Мария Ивановна Храмова родилась в 1861 году в деревне Валовое Чембарского уезда, умерла в 1946 году. С шести-семилетнего возраста она уже жила в Чембаре, и тогда же ее мать, Александра Прокофьевна Богомолова, научила ее читать и писать.

Годы детства, юности и дальнейшей жизни нашли яркое отражение в «Записках», в которых свои воспоминания она чередует без всякой связи с воспоминаниями матери — Александры Прокофьевны Богомоловой, прослывшей в округе опытной повитухой, знахаркой, часто приглашавшейся в дома богатых людей; бабушки — Матрены Антоновны Савиной, прожившей 95 лет; прабабушки — Марьи Кургузкиной. Это не только семейные предания рода Храмовых, но и записанные ею десятки преданий, сказок, легенд, воспоминаний, которые она слышала в течение долгой жизни от жителей города Чембара, разных селений и деревень уезда, поэтому на страницах «Записок» предстает жизнь крестьян деревень Малой и Новой, Валовое, Невежкина, Алексеевки, Тархова — жизнь, полная народных страданий, беспримерная по ужасу и глубине испытанных унижений, мук.

Записки Храмовой охватывают довольно большой промежуток времени. Еще живы в памяти старых людей рассказы о пугачевцах, о войне 1812 года, о пребывании в Чембаре императора Николая I и т. д. В рассказах отдельных крестьян слышится недовольство порядками в России еще в период царствования Екатерины II. «…Шлюха толстая, закабалила нас со своими полюбовниками. Подождем. Будем вольные. Отольется им, барам, наша горючая слеза», — так говорил Степынька, брат Александры Прокофьевны. «Его болезнь — наше такое здоровье», — с недовольством говорил Филипп Иванович Рогожкин, щипавший кур для Николая I во время пребывания его в Чембаре в 1836 году.

Интересны сведения и о дворянах, помещиках Чембара и Чембарского уезда: «При моей жизни я много захватила людей, которые помнили о Столыпине, Арсеньевой, Мосолове, Подладчиковых, Белынских и т. д.»…

Что же заставило Марию Ивановну записать все то, что казалось ей значительным, представляющим интерес для тех, кто будет читать эти воспоминания? Простая русская женщина, полуграмотная, она глубоко понимала их значимость и верила, что воспоминания, ею записанные, нужны будут последующим поколениям.

Основная часть воспоминаний записана со слов Александры Алексеевны Воскресенской, дочери Старшего непременного заседателя Чембарского земского суда, коллежского асессора, титулярного советника А. Воскресенского, чье имя иногда встречается в воспоминаниях, да и в переписке Белинских.

А. Воскресенская, как пишет Мария Ивановна, прожила сто три года, умерла в 1916 году. Это ее фотография помещена, а ее имя упоминается в художественно-литературном и юмористическом журнале «Искра» № 23 от 12 июня 1911 года, посвященном 100-летнему юбилею В. Белинского. (Этот номер газеты представлен в экспозиции «Я в мире боец».)

Столетие со дня рождения В. Белинского побудило А. Воскресенскую к воспоминаниям, которые поведала она в 1910-1911 годах М. Храмовой, умевшей читать и довольно сносно — писать. Наибольший интерес из этих «Записок» представляют для нас воспоминания о семье Белынских, о Чембаре того времени.

В отличие от других рассказчиков, о которых речь пойдет дальше, Воскресенская получила образование: «сначала меня учил отец, а потом занималась у Ципровской», поэтому влияние литературного языка заметно в ее воспоминаниях, которые она так и начинает: «Отец мой был всегда приятелем Г. Н. Белынского. Они служили вместе в Свеаборге, в Петербурге».

Она вспоминает, что в Чембаре ей приходилось не раз наблюдать, как у дома лекаря постоянно сидели десятка два-три крестьян к нему на прием. Хорошо знала она и самого лекаря, который «много раз бывал у нас в доме»: «Помню лицо и фигуру Григория Никифоровича. Среднего роста, такой худощавый мужчина, остриженный всегда под кружало».

Между прочим, краевед П. Шугаев, автор статьи «Из колыбели замечательных людей»2, написанной по воспоминаниям местных жителей, оставил похожее описание наружности Григория Никифоровича: «Это был человек немного выше среднего роста, худощавый, с небольшой бородой, выразительным и добрым лицом, весьма умными и приятными глазами».

Воскресенская помнит, что «когда Виссарион окончил уездное училище, Григорий Никифорович купил хорошую лошадь для того, чтобы отвозить его на учебу и привозить на каникулы. Обычно возил сам, но когда Виссарион Григорьевич подрос, уезжал он один с кучером», — а также отмечает, что «ее отец считал Григория Никифоровича душевным, приветливым, самым умным, даже умней отца В. А. Керского», первого настоятеля, священника Чембарского Покровского собора с 1827-го, протоиерея — с 1835 года. Воскресенская рассказывает о Григории Никифоровиче как о пропагандисте тогда еще новой в Чембаре культуры — картофеля. «Он носил молодой картофель в кармане и угощал им, доказывая полезные вкусовые качества, необходимость его разведения». Священник В. Керский поддерживал Григория Никифоровича в этом «благородном деле», как и А. Воскресенский. Александра Алексеевна с детских лет видела, как к отцу приходил Григорий Никифорович и они вместе рассматривали то цветки картофеля, то клубни. Вскоре картофель стали сажать и другие чембарцы.

Прокофий Федорович Богомолов рассказывал Марии Ивановне: «Когда я был парнем, у нас жила женщина, солдатка, Бахилка ей прозвище. Шла, умерла на улице. Батюшка хоронить не соглашался. Уехали за лекарем. Двое приезжали, к нам заходили. И такой человек лекарь Григорий Никифорович Белынский, душа, просто душа! Ходил со мной на огород, картофель смотреть. Это я с барского огорода приносил в кармане от Бокова — старика, караульщика, и свою картошку развели».

А вот Александра Алексеевна Воскресенская не пишет, а рассказывает:

  1. Нечаева В. С. В. Г. Белинский. В 4 тт. Т. 1. Начало жизненного пути и литературной деятельности. М.: АН СССР, 1949. С. 26.[]
  2. Шугаев П. К. Из колыбели замечательных людей // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1989. С. 438. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2012

Цитировать

Фролова, А.Ф. В. Г. Белинский в воспоминаниях чембарцев. По запискам М. И. Храмовой / А.Ф. Фролова // Вопросы литературы. - 2012 - №5. - C. 285-301
Копировать