№5, 2012/Теория литературы

История литературы с точки зрения нарратологии

Настоящая статья является переработанной версией доклада, прочитанного на пленарном заседании «Белых чтений» в РГГУ (19-22 октября 2011), посвященном вопросу «Как писать историю литературы?»

Гераклит говорит, что все движется и ничего не стоит, — и, уподобляя сущее течению реки, прибавляет, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно.

Платон, передавая слова Гераклита1

Я не вижу ничего, кроме становления. Не позволяйте обманывать себя! Если вы думаете, что нашли остров в этом море становления и всего преходящего, причина этому — ваша близорукость, а не сущность вещей. Вы употребляете имена вещей, как будто бы они постоянны: но ведь даже поток, в который вы вступаете во второй раз, уже не тот, каким был при вашем первом в него вступлении.

Ф. Ницше, передавая слова Гераклита2

1

Нарратология — это дисциплина, рассматривающая репрезентации изменения состояний. Решение проблем историографии литературы по двум причинам не являeтся объектом нарратологии: во-первых, — нарратология литературой не ограничивается, a рассматривает нарративы во всех областях культурной деятельности. Во-вторых, — нарратология является дисциплиной не историографической, а систематической, теоретической, аналитической. Ее объектом являются нарративные явления в разных культурах, жанрах и эпохах, а не исследованиe эволюционных процессов этих культур, жанров и эпох. Тем не менее некоторые понятия и модели, разработанные в рамках нарратологии, могут внести вклад в методику историографии литературы.

Одна из дихотомий нарратологии, которыми может пользоваться литературоведческая историография, — это оппозиция между «происшествиями» и «повествуемой историей»3. Происшествия в нарратологическом понимании — это нарративнoe сырье, то есть совершенно аморфная совокупность ситуаций, персонажей и действий, из отбора которых создается повествуемая история. Разумеется, в художественной литературе происшествия вымышлены, фиктивны. Тем не менее происшествия существуют как подразумеваемый исходный материал любой повествуемой истории## См.: Schmid W.

  1. Цит. по: http://bibliotekar.ru/encSlov/3/206.htm (24 ноября 2011 года).[]
  2. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: REEL-book, 1994. С. 208. []
  3. Это различение восходит к философу и социологу Георгу Зиммелю: Simmel G. Das Problem der historischen Zeit [1916] // Simmel G. Zur Philosophie der Kunst. Potsdam: Kiepenheuer, 1922. S. 152-169. В рамках литературоведения дихотомия была освоена в работах: Stierle K. Geschehen, Geschichte, Text der Geschichte // Geschichte — Ereignis und Erzbhlung / Ed. R. Koselleck, W.-D. Stempel. Mtnchen: Fink, 1973. S. 530-534. Шмид В. Нарратология. 2-е изд. М.: Языки славянской культуры, 2008. С. 153-154.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2012

Цитировать

Шмид, В. История литературы с точки зрения нарратологии / В. Шмид // Вопросы литературы. - 2012 - №5. - C. 157-174
Копировать