№3, 2016/Книжный разворот

В. Э. Рецептер. Принц Пушкин, или Драматическое хозяйство поэта

В. Э. Р е ц е п т е р. Принц Пушкин, или Драматическое хозяйство поэта. СПб.: журнал «Звезда», 2014. 560 с.

Эта книга размышлений, свидетельств, открытий режиссера, мемуариста, пушкиниста, поэта складывалась на протяжении бо­лее сорока лет. Она состоит из двух частей: «А. С. Пушкин», «…и другие…»; вторая часть посвящена Шекспиру, Грибоедову, Досто­евскому, Пастернаку.

Центром книги является Пушкин, причем для Рецептера он прежде всего гений драматургии, гений театрального дела. Арти­стизм Пушкина обыкновенно остается за пределами внимания, поскольку гений создателя поэзии и прозы, масштабы его творе­ний затмевают все остальное. Пушкин с его природным чувством исторической ответственности за судьбы отечества в своем вре­мени мог бы сыграть великую роль — принца Гамлета. Вторая часть названия — «Драматическое хозяйство поэта» — переклич­ка с «Поэтическим хозяйством Пушкина» Владислава Ходасе­вича

Опираясь на свидетельства современников, Рецептер предпо­лагает, что процесс сочинения у Пушкина был связан с вообра­жаемым «исполнительством», и в этом «спектакле одного актера» Пушкин играл все роли «конгениально написанному тексту, без нажимов и наигрыша, однако с артистической легкостью, свобо­дой и чувством целого» (с. 128).

Чтение Пушкина производило незабываемое впечатление на слушателей, хотя читать он мог, согласно С. Соболевскому, «с гла­зу на глаз или почти с глазу на глаз» (с. 131). В книге приведена дневниковая запись М. Погодина (12 октября 1826 года) об эф­фекте чтения «Бориса Годунова» Пушкиным: «…Кровь приходит в движение при одном воспоминании… Первые явления выслуша­ли тихо и спокойно, или, лучше сказать, в каком­-то недоумении. Но чем дальше, тем ощущения усиливались <…> Кого бросило в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воз­держиваться. Кончилось чтение. Мы смотрели друг на друга дол­го, и потом бросились к Пушкину. Начались объятия, поднялся шум, раздался смех, полились слезы, поздравления…» (с. 131).

Этот «дополнительный ракурс» важен для разговора о «теат­ральном реформаторстве» Пушкина (с. 124). Пушкинский приго­вор 1823 года беспощаден: «у нас нет театра» (с. 125).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2016

Цитировать

Егорова, Л.В. В. Э. Рецептер. Принц Пушкин, или Драматическое хозяйство поэта / Л.В. Егорова // Вопросы литературы. - 2016 - №3. - C. 398-401
Копировать