В. Э. Рецептер. Принц Пушкин, или Драматическое хозяйство поэта
В. Э. Р е ц е п т е р. Принц Пушкин, или Драматическое хозяйство поэта. СПб.: журнал «Звезда», 2014. 560 с.
Эта книга размышлений, свидетельств, открытий режиссера, мемуариста, пушкиниста, поэта складывалась на протяжении более сорока лет. Она состоит из двух частей: «А. С. Пушкин», «…и другие…»; вторая часть посвящена Шекспиру, Грибоедову, Достоевскому, Пастернаку.
Центром книги является Пушкин, причем для Рецептера он прежде всего гений драматургии, гений театрального дела. Артистизм Пушкина обыкновенно остается за пределами внимания, поскольку гений создателя поэзии и прозы, масштабы его творений затмевают все остальное. Пушкин с его природным чувством исторической ответственности за судьбы отечества в своем времени мог бы сыграть великую роль — принца Гамлета. Вторая часть названия — «Драматическое хозяйство поэта» — перекличка с «Поэтическим хозяйством Пушкина» Владислава Ходасевича
Опираясь на свидетельства современников, Рецептер предполагает, что процесс сочинения у Пушкина был связан с воображаемым «исполнительством», и в этом «спектакле одного актера» Пушкин играл все роли «конгениально написанному тексту, без нажимов и наигрыша, однако с артистической легкостью, свободой и чувством целого» (с. 128).
Чтение Пушкина производило незабываемое впечатление на слушателей, хотя читать он мог, согласно С. Соболевскому, «с глазу на глаз или почти с глазу на глаз» (с. 131). В книге приведена дневниковая запись М. Погодина (12 октября 1826 года) об эффекте чтения «Бориса Годунова» Пушкиным: «…Кровь приходит в движение при одном воспоминании… Первые явления выслушали тихо и спокойно, или, лучше сказать, в каком-то недоумении. Но чем дальше, тем ощущения усиливались <…> Кого бросило в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Кончилось чтение. Мы смотрели друг на друга долго, и потом бросились к Пушкину. Начались объятия, поднялся шум, раздался смех, полились слезы, поздравления…» (с. 131).
Этот «дополнительный ракурс» важен для разговора о «театральном реформаторстве» Пушкина (с. 124). Пушкинский приговор 1823 года беспощаден: «у нас нет театра» (с. 125).
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2016