Э. Ф. Осипова. Американский роман от Купера до Лондона. Очерки по истории романа США XIX века
Э. Ф. Осипова. Американский роман от Купера до Лондона. Очерки по истории романа США XIX века. СПб.: Нестор-История, 2014. 204 с.
Замысел монографии известного санкт-петербургского американиста, доктора филологических наук Э. Ф. Осиповой довольно точно охарактеризован в подзаголовке: перед нами очерки, частью сделанные на основе ранее публиковавшихся статей автора (с. 6), так что читателю не приходится ждать систематической истории американского романа. Это скорее авторская версия эволюции жанра в его наиболее ярких примерах и проявлениях. Глубокое знание не только историко-литературного материала, но и философского, политико-идеологического, социокультурного контекстов позволяют исследовательнице дать яркое, хотя и не лишенное определенной субъективности представление о важнейших вехах движения американского романа от романтизма до натурализма.
Хронологические рамки книги достаточно условны: начиная разговор о романтическом романе с 1820-х, автор заканчивает его началом 1910-х. Таким образом, в одном ряду оказываются Дж. Ф. Купер и Дж. Лондон, при этом последний представлен как весьма специфический продолжатель романтической традиции, осложненной влиянием американского натурализма. Подозреваю, что именно глава «За гранью века. Джек Лондон: от «Дочери снегов» к «Бюро убийств»» покажется наиболее дискуссионной сторонникам традиционного восприятия Лондона как одного из создателей американского реалистического романа XX века.
Давняя симпатия Э. Осиповой к американскому романтизму, в том числе трансцендентализму, предопределяет ее внимание к философскому и политическому контекстам. Не случайно в первой главе роман предстает своего рода зеркалом, отражающим «борьбу идей в интеллектуальной жизни США в XIX веке» (с. 7). Реакция на важнейшие политические проблемы, новые философские и идеологические веяния, глобальные социально-экономические перемены — все это находит отражение на страницах американского романа. Иногда, впрочем, философия и политика обретают мистическую оболочку — один из наиболее интересных фрагментов монографии посвящен взаимодействию трансцендентализма и различных спиритических практик эпохи. Хотя автор не стремится дать точную внутреннюю типологию американского романа, в книге представлены и роман исторический (Дж. Ф. Купер, Г. Мелвилл), и политический (Дж. П. Кеннеди, Дж. Ф. Купер, Г. Адамс), и философский (Н. Готорн, Г. Мелвилл и др.). При этом неустоявшийся жанровый канон приводит к тому, что ни одна из этих разновидностей не представлена в ее «чистом» виде: в политическом романе Дж. Ф. Купера заметное место занимает сатирический гротеск, а едкое осмеяние современных политических реалий объединяет романы Дж. П. Кеннеди и «Демократию» Г. Адамса. Не менее условно и отнесение к философскому «Романа о Блайтдейле» Н. Готорна и «Белого кита» Г. Мелвилла, первый из которых — литературное продолжение спора автора «Алой буквы» с социальными практиками трансценденталистов, а масштаб второго — свидетельство создания грандиозного мифа, выходящего далеко за пределы существующих философских систем.
Особая заслуга Э. Осиповой состоит во введении материалов, практически неизвестных российскому читателю, в частности посвященных Л. М. Чайлд и О. Браунсону, что заметно расширяет представление об американском романтизме, о характере тех дискуссий, которые разворачивались в литературном сообществе США 1830-х -1850-х годов и обретали литературную форму в конкретных произведениях. Автор вовсе не настаивает на том, что речь в данном случае идет о литературных шедеврах, но «Филотея» Л. М. Чайлд, «Чарлз Элвуд» и «Спирит» О. Браунсона — важнейшие литературные симптомы эпохи. Очевидно, по той же категории «текстов-симптомов» проходят у Э. Осиповой и «Бостонцы» Г. Джеймса, и «Позолоченный век» М. Твена и Ч. Уорнера. Все-таки нужно обладать немалой исследовательской смелостью, чтобы в построениях концептуального характера опираться на тексты, не относящиеся к числу ключевых у того или иного автора. Нет сомнений, что переход от романтического романа к реалистическому в случае М. Твена было бы удобнее демонстрировать на материале более привычном — скажем, дилогии о Томе Сойере и Геке Финне. Но, видимо, отказ от привычных историко-литературных схем входил в число хотя и неназванных, но предполагаемых задач автора монографии. Этим же можно объяснить и отсутствие в книге целого ряда ожидаемых имен — к примеру, У. Симмса в главе об историческом романе, С. Крейна в главе о натурализме, Г. Бичер-Стоу, У. Д. Хоуэллса, Ф. М. Кроуфорда или Э. Беллами.
Монография Э. Осиповой не просто дополняет сегодняшние представления об истории американской литературы XIX века — это еще одно убедительное свидетельство необходимости развернутой полномасштабной истории романа США от его истоков до современности в духе не столько классического исследования К. Ван Дорена «Американский роман» (1921), сколько «Колумбийской истории американского романа» Э. Эллиотта (1991).
Олег ОСОВСКИЙ
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2016