№3, 2016/Книжный разворот

Э. Ф. Осипова. Американский роман от Купера до Лондона. Очерки по истории романа США XIX века

Э. Ф. Осипова. Американский роман от Купера до Лондона. Очерки по истории романа США XIX века. СПб.: Нестор-История, 2014. 204 с.

Замысел монографии известного санкт-петербургского американиста, доктора филологических наук Э. Ф. Осиповой довольно точно охарактеризован в подзаголовке: перед нами очерки, частью сделанные на основе ранее публиковавшихся статей автора (с. 6), так что читателю не приходится ждать систематической истории американского романа. Это скорее авторская версия эволюции жанра в его наиболее ярких примерах и проявлениях. Глубокое знание не только историко-литературного материала, но и философского, политико-идеологического, социокультурного контекстов позволяют исследовательнице дать яркое, хотя и не лишенное определенной субъективности представление о важнейших вехах движения американского романа от романтизма до натурализма.

Хронологические рамки книги достаточно условны: начиная разговор о романтическом романе с 1820-х, автор заканчивает его началом 1910-х. Таким образом, в одном ряду оказываются Дж. Ф. Купер и Дж. Лондон, при этом последний представлен как весьма специфический продолжатель романтической традиции, осложненной влиянием американского натурализма. Подозреваю, что именно глава «За гранью века. Джек Лондон: от «Дочери снегов» к «Бюро убийств»» покажется наиболее дискуссионной сторонникам традиционного восприятия Лондона как одного из создателей американского реалистического романа XX века.

Давняя симпатия Э. Осиповой к американскому романтизму, в том числе трансцендентализму, предопределяет ее внимание к философскому и политическому контекстам. Не случайно в первой главе роман предстает своего рода зеркалом, отражающим «борьбу идей в интеллектуальной жизни США в XIX веке» (с. 7). Реакция на важнейшие политические проблемы, новые философские и идеологические веяния, глобальные социально-экономические перемены — все это находит отражение на страницах американского романа. Иногда, впрочем, философия и политика обретают мистическую оболочку — один из наиболее интересных фрагментов монографии посвящен взаимодействию трансцендентализма и различных спиритических практик эпохи. Хотя автор не стремится дать точную внутреннюю типологию американского романа, в книге представлены и роман исторический (Дж. Ф. Купер, Г. Мелвилл), и политический (Дж. П. Кеннеди, Дж. Ф. Купер, Г. Адамс), и философский (Н. Готорн, Г. Мелвилл и др.). При этом неустоявшийся жанровый канон приводит к тому, что ни одна из этих разновидностей не представлена в ее «чистом» виде: в политическом романе Дж. Ф. Купера заметное место занимает сатирический гротеск, а едкое осмеяние современных политических реалий объединяет романы Дж. П. Кеннеди и «Демократию» Г. Адамса. Не менее условно и отнесение к философскому «Романа о Блайтдейле» Н. Готорна и «Белого кита» Г. Мелвилла, первый из которых — литературное продолжение спора автора «Алой буквы» с социальными практиками трансценденталистов, а масштаб второго — свидетельство создания грандиозного мифа, выходящего далеко за пределы существующих философских систем.

Особая заслуга Э. Осиповой состоит во введении материалов, практически неизвестных российскому читателю, в частности посвященных Л. М. Чайлд и О. Браунсону, что заметно расширяет представление об американском романтизме, о характере тех дискуссий, которые разворачивались в литературном сообществе США 1830-х -1850-х годов и обретали литературную форму в конкретных произведениях. Автор вовсе не настаивает на том, что речь в данном случае идет о литературных шедеврах, но «Филотея» Л. М. Чайлд, «Чарлз Элвуд» и «Спирит» О. Браунсона — важнейшие литературные симптомы эпохи. Очевидно, по той же категории «текстов-симптомов» проходят у Э. Осиповой и «Бостонцы» Г. Джеймса, и «Позолоченный век» М. Твена и Ч. Уорнера. Все-таки нужно обладать немалой исследовательской смелостью, чтобы в построениях концептуального характера опираться на тексты, не относящиеся к числу ключевых у того или иного автора. Нет сомнений, что переход от романтического романа к реалистическому в случае М. Твена было бы удобнее демонстрировать на материале более привычном — скажем, дилогии о Томе Сойере и Геке Финне. Но, видимо, отказ от привычных историко-литературных схем входил в число хотя и неназванных, но предполагаемых задач автора монографии. Этим же можно объяснить и отсутствие в книге целого ряда ожидаемых имен — к примеру, У. Симмса в главе об историческом романе, С. Крейна в главе о натурализме, Г. Бичер-Стоу, У. Д. Хоуэллса, Ф. М. Кроуфорда или Э. Беллами.

Монография Э. Осиповой не просто дополняет сегодняшние представления об истории американской литературы XIX века — это еще одно убедительное свидетельство необходимости развернутой полномасштабной истории романа США от его истоков до современности в духе не столько классического исследования К. Ван Дорена «Американский роман» (1921), сколько «Колумбийской истории американского романа» Э. Эллиотта (1991).

Олег ОСОВСКИЙ

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2016

Цитировать

Осовский, О.Е. Э. Ф. Осипова. Американский роман от Купера до Лондона. Очерки по истории романа США XIX века / О.Е. Осовский // Вопросы литературы. - 2016 - №3. - C. 388-389
Копировать