В. Брюсов в полемике с Л. Троцким. Публикация Н. Трифонова
На протяжении всего своего творческого пути Брюсов внимательно следил за появлявшимися в печати стихами. В своих статьях и рецензиях он давал оценку чуть ли не всем выходящим поэтическим сборникам. «Среди стихов» – так назывались его обзоры, которые помещались в 1922 – 1923 годах в лучшем критико-библиографическом журнале тех лет «Печать и революция».
Брюсов писал о современных поэтах разных направлений – «от крайних правых неоклассиков до крайних левых неофутуристов». В поле его зрения входила и так называемая пролетарская поэзия, представленная как ее пионерами, начавшими писать еще до революции, так и молодыми стихотворцами, к которым принадлежал тогда и Александр Безыменский, выступивший в 1924 году со своим программным сборником «Как пахнет жизнь».
Возлагая на развитие пролетарской поэзии немалые надежды, Брюсов готов был видеть в ней наше литературное «завтра», но требовал от нее необходимого художественного уровня и отказывался делать ту скидку на революционное содержание, на «октябрьские мысли и настроения», которая нашла выражение в пресловутой формуле Демьяна Бедного – «хоть сопливенькое, да свое». Поэтому в публикуемой ниже рецензииБрюсов решительно вступил в спор с завышенной оценкой стихов комсомольского поэта, содержавшейся в предисловии Л. Троцкого. Если последний с одобрением назвал книжку Безыменского «подарком», то Брюсов с полным основанием трезво отметил в этих стихах картонные, а не живые фигуры людей, преобладание вместо художественных образов отвлеченных и к тому же неоригинальных и повторяющихся мыслей. Утверждение Брюсова о том, что «просто перекладывать в стихи марксистские положения недостаточно», нельзя не признать очень актуальным и для того, и для нашего времени. Брюсов отметил и фактическую неточность в предисловии Троцкого, назвавшего «Как пахнет жизнь» первой книжкой Безыменского. У комсомольского поэта до 1924 года уже было выпущено даже не две, а четыре книжки: «Юный пролетарий (Жизнь Мити)» (1920), «Октябрьские зори» (1920), «К солнцу» (1921), «Стихи о сыне» (1923). Рецензия Брюсова предназначалась, очевидно, для «Печати и революции», но болезнь и смерть помешали ему завершить и опубликовать одну из самых последних его литературно-критических работ.
Рецензия на кн[игу] стихов: А. Безыменский. Как пахнет жизнь. 1924.
А. Безыменский – писатель уже заметный, выдвинувшийся. Его книга появилась с предисловием Л. Троцкого: рекомендация очень серьезная. «Первая небольшая книжка Безыменского, – говорит это предисловие, – есть подарок и обещание. Безыменский – поэт, и притом свой, октябрьский». Но при всем уважении к суждению Л. Троцкого, я с такой оценкой никак не могу согласиться.
Что такое поэзия, если говорить бесхитростно, без метафорических ухищрений? Поэзия – это искусство особым сочетанием слов, их значения (образного и психологического) и их звуков сказать больше, чем могут слова в прозаической речи. Иначе к чему было бы писать стихами, соблюдать ритм, пользоваться рифмой и т. под.? Иначе, если бы поэзия говорила то же, что и проза, стихи стали бы не нужны.
Л. Троцкий приводит, как пример, такие стихи т. Безыменского:
Что ношу партбилет
не в кармане,
В себе.
Сказано хорошо, остро. Но что потеряют эти слова, если их сказать не стихами: «Я ношу свой партбилет не в кармане, а в себе»? Было и остается остроумным изречением, вроде «omnia mea mecum porto», которое, однако, никто никогда не выдавал за поэзию. Зачем было подбирать созвучия «себе – борьбе», «кармане – маме» и зачем было складывать слова в правильный анапест? Разве для удобства запоминания, и только.
У А. Безыменского есть стихи о Петре Смородине:
Вместо винтовки тяжелой,
Держит бумагу, перо.
Вновь заседания, школы,
Пленум ЦК, Оргбюро.
Только подчас,
без причины,
Так себе, в воздух ли,
в свет,
Плюнет, заржет
матерщиной –
Грязью проклятых лет.
Странного много
на свете,
Есть и еще грехи.
Знаю: Смородин Петя
Пишет тайком стихи.
Невольно вспоминаются (не посюжету, конечно, а по манере) стихи Н. Некрасова:
На миллион согреша,
На миллиарды тоскует,
То-то святая душа!
Что же сей сон знаменует?
Бедный Зацепа – поэт;
Горе его – непрактичность;
Нынче раскаянья нет:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №9, 1989