В. Брюсов. Драматургия
В. Б р ю с о в. Драматургия / Вступ. ст. О. К. Страшковой, примеч. Э. С. Даниелян. М.: Совпадение, 2016. 368 с.
В сборнике, посвященном 145-летию со дня рождения В. Брюсова, собраны его основные оригинальные драматургические произведения. Эту книгу безусловно можно считать негласным продолжением каноничного собрания сочинения В. Брюсова.
Поскольку Брюсов известен прежде всего как поэт и переводчик поэзии, то публикация его драматургии имеет особую историко-литературную ценность. О. Страшковой удалось найти сорок семь (!) пьес В. Брюсова, из них восемнадцать законченных. Именно они и составили содержание издания. Жанровый состав драматургии В. Брюсова поражает своей широтой: сценка, сатирическая драма, маленькая драма для марионеток, трагедия, шутка, психодрама. Среди представленных пьес — короткая комедия в одном действии «Обед», ожидающая своего исследователя и комментатора, «Красный маяк» (либретто для оперы), два варианта драмы «Мир семи поколений» и др.
Уже в 1893 году В. Брюсов в сценке «Проза» сформулировал принцип составления поэтического сборника, который лег в основу большинства изданий символистов: «Многие не поймут и этого нововведения, чтобы сборник стихотворений составлял одно целое, как роман или поэма. Да, каждое стихотворение связано с прежним, готовит следующее, пока все не разрешится последним чарующим аккордом. А этот новый язык — туманный, но прозрачный, где многое угадывается, а не говорится» (с. 50). Кроме того, есть пьесы, во время чтения которых возникают явные аллюзии на творчество других авторов: «Дачные страсти» чем-то напоминают «Ревизора» Н. Гоголя, «Протесилай умерший» удачно воссоздает атмосферу античности, «Урсула и Томинета» и «Путник» близки своими мотивами творчеству М. Метерлинка.
Особенно интересна социально-бытовая комедия «Урок игроку», которую В. Брюсов дописал за Пушкина, проясняя замысел и стилизуя стихотворный текст под оставшийся в черновиках Пушкина фрагмент. Комедия сопровождается вступительным словом самого В. Брюсова, где он разъясняет принцип, положенный в основу данного произведения: «…мы сознательно старались избегать всякой яркости в диалогах и монологах, довольствуясь только тем, что излагали смысл того, чему гений Пушкина придал бы жизнь и блеск. Конечно, это крайне ослабило рисовку характеров и выразительность сцен, но зато освобождает нас от обвинения в желании соперничать с Пушкиным» (с. 238). Дополнительную информацию об истории замысла Пушкина дает вступительная заметка М. Цявловского, богатая фактическим материалом, а также комментарии.
В целом Брюсов и другие символисты «исходили из идеи «синтеза» культур, во многом ориентируясь на художественные культуры классической древности — античности, а также Возрождения в модернистском их преломлении» [Колобаева: 119]. Символистам была очень близка также и русская литература XIX века, особенно творчество А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Фета.
В драматургии В. Брюсова выделяются два необычных типа персонажей: «исторические» и «таинственные/судьбоносные». Прототипами для создания исторического образа послужили вполне конкретные личности начала ХХ века. Например, в комедии «Обед» автор выводит на сцену самого себя, называя одного из героев Валерием Брюсовым, а также Н. Бота — московского врача, специалиста по детским болезням. В драме «Пироэнт» изобретателя зовут Стожаров Сергей Владимирович. Возможно, имя Сергей В. Брюсов дал ему не случайно. В начале века поэт дружил с Сергеем Поляковым, который закончил физико-математический факультет Московского университета. Именно он мог стать прототипом образа Стожарова. Еще одним двойственным персонажем является Ленн — политический деятель, участник заговора в трагедии «Диктатор», написанной в 1921 году. Имя этого персонажа созвучно псевдониму В. Ульянова.
» Таинственные/судьбоносные» личности, обладающие уникальными знаниями, — это Еврей в «Молении царя», Заклинательница в «Протесилае умершем», Дух последней колдуньи в «Земле», ученый Меор в «Мире семи поколений». Благодаря таким персонажам в произведениях появляется дополнительный смысл. Например, действия Лэр, бывшей возлюбленной диктатора Орма, можно трактовать намного шире, нежели как обычную ревность. Ее реплики явно свидетельствуют о тайном знании, к которому Орм отказывается обратиться.
Безусловно, драматургия В. Брюсова еще ожидает своего читателя и исследователя, и данное издание дает прекрасную возможность начать знакомство с нею.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2017
Литература
Колобаева Л. А. Русский символизм. М.: МГУ, 2000. С. 119.