№6, 1973/Заметки. Реплики. Отклики

Устаревшая методология

В последние годы теоретические проблемы социалистического реализма привлекают к себе все большее внимание критиков и литературоведов. В 1969 году вышел коллективный сборник, подготовленный ИМЛИ, – «Актуальные проблемы социалистического реализма», в ряде интересных статей делаются плодотворные попытки творчески осмыслить движение художественного метода нашей литературы, преодолеть закостенелые, догматические представления о нем.

Существует, однако, сфера, в которой эти представления устойчиво удерживают свои позиции, – сфера школьного преподавания литературы.

Конечно, средняя школа вовсе не призвана готовить литературоведов, и, казалось бы, нет особой беды в том, что вопросы, связанные с осмыслением литературного процесса, не находят обстоятельного освещения на уроках литературы. Но ведь в школе изучается история русской классической и современной литературы, а раз так, то далеко не безразличны методологические основания этого изучения.

В школьные учебники прочно вошла известная формула: социалистический реализм подразумевает конкретно-историческое изображение жизни в ее революционном развитии. Точная и емкая, сама по себе, эта формула сомнений, конечно, не вызывает. Но применяется она порой крайне жестко и односторонне. Идею революционного развития авторы учебников обнаруживают лишь в тех произведениях, где дается непосредственное изображение классовой борьбы. Потому в качестве иллюстрации столь охотно привлекается такое произведение, как «Мать». Тут находят и конкретный историзм, и революционное развитие. Все это бесспорно. Беда, однако, заключается в том, что рассмотрение социалистического реализма начинается с горьковского романа и… им же заканчивается.

Из логики построения школьных программ и учебников следует, что даже сочинения Горького, написанные после «Матери», – скажем, автобиографическая трилогия или «В. И. Ленин», – уже не принадлежат к этой литературе. О произведениях других советских писателей и говорить не приходится.

Методологическая мысль оказалась бессильной установить признаки социалистического реализма там, где нет прямого изображения революционной борьбы. За пределами социалистического реализма оказался жанр лирики, в частности любовной, – какое, мол, здесь «революционное развитие»! Отлучен от этого метода жанр исторического романа, повествующего о далеком прошлом, и жанр сатиры, где нет положительного героя – носителя идеи революционного развития. А что же сказать о жанре фантастики и аллегории? Там авторы и вовсе не найдут ни конкретного историзма, ни революционного развития – в том виде, в каком они их себе представляют.

Таким образом, в угоду формуле приносится в жертву истинное содержательное богатство литературы социалистического реализма.

У школьников легко может создаться впечатление, что старый реализм классиков изображал всю многогранность человеческого бытия, всю глубину мыслей и чувств личности, а реализм социалистический ограничен рамками одной только революционной тематики. Школьное преподавание идет по линии наименьшего сопротивления: до учащихся не доводится мысль о том, что социалистический реализм – метод живой, движущийся, унаследовавший все культурные ценности, накопленные человечеством за века развития, также передает весь комплекс переживаний человека, но уже человека нового мира.

Обратимся к программам. Вот программа для школ РСФСР. Раздел «А. М.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1973

Цитировать

Волков, А. Устаревшая методология / А. Волков // Вопросы литературы. - 1973 - №6. - C. 200-203
Копировать