№4, 1975/К юбилею

Урок Шолохова

Известно, что иные советологи Запада, да и некоторые литераторы кое-где в социалистических странах не считают крупнейшее произведение Михаила Шолохова «Тихий Дон» произведением социалистического реализма, ищут бесспорное художественное значение этой эпопея в «непартийном» характере образов Григория Мелехова и Аксиньи. Подобному пониманию, при всем моем уважении к ослепительно-яркому таланту Шолохова, заплатил известную дань и пишущий эти строки, высказывая мысль, что если переход трудового казачества на сторону революции – типическое историческое явление, то и путь Григория Мелехова (как типического характера) следовало так или иначе завершить приобщением героя к революции.

Позднее я сам убедился, что был неправ. В самом деле, Григорий Мелехов не становится (в романе) большевиком, но он не становится и убежденным врагом. Обладая колоссальной духовной и физической энергией, но не находя своего места в нужный момент в исторических событиях, он переживает подлинную катастрофу: бурное прошлое – позади, никаких достойных перспектив – в будущем.

Цитировать

Павлов, Т. Урок Шолохова / Т. Павлов // Вопросы литературы. - 1975 - №4. - C. 20-21
Копировать