№11, 1976/Обзоры и рецензии

Умение выявить главное

Казис Амбрасас, Критические этюды, «Вага», Вильнюс, 1976, 325 стр. (на литовском языке).

Собранные в новой книге К. Амбрасаса работы создавались на протяжении двух десятилетий (1954 – 1974); три раздела «Критических этюдов» – «Писатели и книги», «Критика и критики» и «Страницы литературных связей» – отражают творческую эволюцию автора: движение от активной деятельности в качестве литературного критика к исследованию истории литературной критики и ее актуальных методологических проблем.

Начнем с последнего раздела – «Страницы литературных связей», так как именно он обнажает методологические принципы, из которых исходит автор, его литературную, профессиональную школу. «Виссарион Белинский и литовская литература», «Д. Писарев по-литовски», «Плеханов и литовская эстетическая мысль», «А. Луначарский и литовская литература» – уже сами названия статей довольно точно указывают на интересы и симпатии критика, в данном случае скорее даже историка литературы. Статья «Виссарион Белинский и литовская литература», посвященная 150-летию со дня рождения великого русского критика, – это серьезное, немногословное, однако широкое исследование путей проникновения революционно-демократической мысли и эстетики реализма в литовскую литературу и их влияния на формирование в ней критического реализма. Опираясь на свидетельства современников основоположника литовской пролетарской литературы Йонаса Билюнаса, на положения монографии В. Капсукаса о творчестве выдающегося литовского писателя, на сравнительный анализ рассуждений Белинского и Билюнаса, исследователь приходит к обоснованному выводу о значительном влиянии русского критика на творчество и мировоззрение Билюнаса. Место и роль Белинского в развитии литовской литературы и особенно литературной критики на рубеже XIX и XX века К. Амбрасас раскрывает через отношение различных писателей и направлений к его творческому наследию. Широко освещается также влияние Белинского на создателей литовской прогрессивной, антифашистской литературы 20 – 30-х годов, в первую очередь на формирование идейно-эстетических концепций К. Корсакаса.

Научную объективность статьи подкрепляет, придавая ей особый смысл, напряженный авторский пафос: ведь Белинский для К. Амбрасаса – не только историческая фигура, его творческое наследие – не только факт истории литературы, Белинский и его литературная критика – «действующая» школа, без которой и сегодня невозможно значительное и весомое слово литературной критики.

Именно актуальные методологические принципы, наследие как школу выдвигает автор на первый план, исследуя факты исторических связей революционных демократов и классиков марксистской критики с литовской литературой.

Ценная черта научных исследований К. Амбрасаса – верность историческому факту и аргументированность гипотезы, построение выводов на основе неопровержимых доказательств. А оставляя порой вопрос открытым, автор намечает направление будущих исканий.

Так, одним из первых взявшись за широкое изучение влияния Т. Плеханова и А. Луначарского на формирование литовской эстетической мысли, К. Амбрасас подчеркивает при этом, что «вопросы литературных связей, влияний и воздействий сложны и запутанны, их исследование требует особой осторожности, всестороннего знания фактического материала», что «литературно-идейные взаимодействия редко встречаются, так сказать, «в чистом виде», одно явление влияет на другое не изолированно, а чаще всего в широком, сложном комплексе различных факторов». В дальнейшем же, углубившись в вопросы влияния Г. Плеханова и А. Луначарского на В. Капсукаса, К. Корсакаса, А. Венцлову, Б. Пранскуса и других литовских писателей пролетарского и антифашистски-демократического направления в досоветский’ Период, исследователь убедительно показывает естественность, органичность быстрого освоения марксистско-ленинской методологии, которое, несомненно, оказало плодотворное влияние на расцвет литовской советской литературы.

Интернациональный характер и содержание литературных связей, вклад русской критики в развитие литовской литературы раскрыты на одном, но зато достаточно ярком примере – в статье «Литовская тематика у Александра Макарова». Охарактеризовав ценность посвященных литовской литературе работ этого принципиального и чуткого критика, автор, как и в других статьях, приходит к широким и вполне обоснованным заключениям с процессах взаимосвязи и взаимодействия национальных литератур, о том, что исторический опыт русской советской литературы, живое и печатное слово русских писателей не раз оказывались весьма полезными для развития литовской литературы, для привлечения широкого внимания к наиболее ярким произведениям писателей Литвы.

Методологическим проблемам литературной критики отводится основное место и внимание и в разделе «Критика и критики». Анализируя литературную деятельность В. Капсукаса (в статье «Литературный труд – часть общепролетарского дела»), идейно-эстетические концепции К. Корсакаса (в статье «Об идейности литературы»), автор глубоко и точно говорит об общественном значении литературных идей, о важности идейной позиции писателя не только для понимания, но и для воспроизведения специфическими средствами литературы объективной действительности, о роли таланта, о сложном единстве таланта и мировоззрения художника.

Кредо критика находит яркое выражение в статье «Категорический субъективизм», где дается решительный отпор обычному для буржуазной эмигрантской печати грубо тенденциозному освещению и интерпретации советской литературы: «Мы за то, чтобы в литературе изображались все стороны жизни человека – и его общественная деятельность, и его труд, и его личный, интимный мир, его борьба и его победы, его радость и его печаль, его стремление к счастью и несчастная любовь, его праздники и его горе, его надежды и разочарования, – словом, вся гамма его переживаний. А г. Й. Велайкис (один из авторов эмигрантской печати. – П. Б.) разрешает литературе только интимные чувства, только настроения апатии и пессимизма, только эгоистические переживания. Мы за то, чтобы литература изображала всю сложность жизни, ее светлые и темные стороны. А г. Й. Велайкис хотел бы видеть в литовской советской литературе только произведения критической тематики. Мы стоим за возможно разнообразную и яркую палитру лирики. А г. Й. Велайкис признает только эгоцентрическую лирику. Мы за то, чтобы в литературе одинаково успешно существовали и монументальная эпопея, и утонченная лирическая мелодия. А г. Й. Велайкис признает только последнюю. Мы полагаем, что в литературе имеют право звучать и героические и трагические ноты. А г. Й. Велайкис принимает только последние. Мы считаем, что каждый писатель должен творить в соответствии с природой своего таланта. А Й. Велайкис безапелляционно навязывает писателям одну узкую дорожку. Мы считаем, что надо уважать творческую свободу писателя в выборе тем, форм, красок. А г. Й. Велайкис, найдя не соответствующую его вкусу мысль или поэтическую краску, нарушает элементарные этические нормы и оскорбительно подозревает авторов в неискренности, беспринципности, лицемерии». Я рискнул привести эту довольно пространную цитату потому, что она прекрасно демонстрирует стиль К. Амбрасаса, в котором логика аргументов сплавлена с эмоциональным накалом.

Интересна – и для К. Амбрасаса характерна – статья «Об искренности в критике». Написанная за десять лет до постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике», статья эта и сегодня примечательна нестареющей актуальностью утверждений, в ней слышится живая нота партийной, хозяйской заинтересованности. Завышение оценки заурядных литературных явлений, замалчивание недостатков, нежелание говорить о слабых в идейном и художественном отношении книгах, неправильно понятые дружеские отношения, расплывчатые «поэтические» импровизации и импрессионистические интерпретации вместо четкого анализа произведения – все это, по мнению автора, есть боязнь правды, недостаток принципиальности.

Важные рассуждения и выводы содержатся в статьях того же раздела, где автор рецензирует книги своих товарищей по критическому «цеху» – ровесников и более молодых.

Особенно интересен первый раздел, «Писатели и книги», где критик не столько теоретически обосновывает и защищает свои принципы, сколько практически воплощает их. Ибо что значили бы самые правильные принципы, если бы автору не хватало тонкого чутья, свежести выражения, короче говоря, критического таланта? Именно талант и чувствуешь в собранных в книге работах – от большой статьи до маленькой рецензии. Статью «Апофеоз жизни», посвященную поэме Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел», и по прошествии пятнадцати лет со времени ее первой публикации читаешь будто написанную только что: критик поднимается в ней на уровень философского и художественного мышления талантливого поэта; он решительно отказался здесь от «подстрочного перевода» поэмы на язык логических категорий, доверяя непосредственной силе воздействия художественного образа; к тому же «мини-монографии», в какую нередко превращается даже небольшая рецензия, К. Амбрасас противопоставил принцип анализа таких аспектов, в которых выявляется главное.

Выявить главное – это стремление, видимо, побудило критика и о романе Ю. Балтушиса «Проданные годы» писать не одну длинную статью, а две покороче – «Страсть разоблачения» и «Краски и оттенки». Большим произведениям неведома опасность иссякания интерпретаций, сопутствующая плоским сочинениям. Понимая это, К. Амбрасас в каждой из двух статей находит новый взгляд на роман. И эти размышления, даже после того, как о романе столько написано, остаются и самобытными и значительными.

Говоря о других статьях этого раздела, нельзя не отметить многообразие оттенков авторского стиля; К. Амбрасас органично сочетает принципиальную требовательность и теплую дружественность, академическую точность и свободную импровизацию, теоретическую аргументацию и публицистический пафос, риторическую приподнятость и язвительную издевку.

А закончить эту рецензию хочется все же сожалением по поводу того, что именно этот, критический, раздел творчества К. Амбрасаса в последние годы пополняется наиболее медленно. Было бы, разумеется, неправильным сегодняшнюю, текущую критику противопоставлять истории и теории критики, – напротив, именно усиление теоретических основ, освоение исторического опыта являются необходимыми предпосылками силы, эффективности и авторитета современной критики. Однако предпосылки остаются предпосылками: без них нельзя, но они не могут заменить ни статьи, где рассматриваются проблемы сегодняшнего литературного процесса, ни живой, меткой рецензии на отдельную книгу.

г. Вильнюс

Цитировать

Браженас, П. Умение выявить главное / П. Браженас // Вопросы литературы. - 1976 - №11. - C. 259-263
Копировать