Не пропустите новый номер Подписаться
№9, 1990/Книжный разворот

Творчество И. А. Гончарова в западногерманской критике

«I. A. Goncarov. Beitrage zu Werk und Wirkung. Herausgegeben von P. Thiergen». Koln – Wien. «Bohlau». 1989. 201 S.

Вышедший в 1989 году в Западной Германии сборник статей, посвященных творчеству русского писателя И. Гончарова, объединяет исследования ученых многих стран и решает по меньшей мере две одинаково непростые задачи. Во-первых, изменить отношение немецкого читателя к Гончарову, у которого, в отличие, например, от англоязычного, присутствовал оттенок пренебрежения, на протяжении вот уже более ста лет (за исключением временного повышения интереса в 70-е годы нашего века) характеризующий восприятие русского писателя в немецкой среде. Во-вторых, попытаться «преодолеть» крайности в суждениях и оценках творчества русского классика, присущие западноевропейскому литературоведению последнего времени. Отчасти сложившееся положение обусловлено и недостаточностью самих исследований. В то время как о Гоголе и Пушкине, Толстом и Достоевском, Тургеневе и Чехове написано множество работ, исследования о Гончарове можно пересчитать по пальцам, да и в основном они относятся к 1943-1968 годам. Крайность суждений о творчестве Гончарова, являющаяся следствием «застоя в исследованиях» и признаком недостаточной научной и читательской «освоенности» произведений, до недавнего времени касалась прежде всего образа Штольца. Восприятие его в критике простиралось от «воплощения идеального мужчины» до гротескного искажения, послужившего поводом для сравнения его с «профессором Унратом и Йозефом Геббельсом». Некоторые статьи сборника, полемизируя с этими суждениями, предлагают более взвешенную, основанную на скрупулезном анализе текста трактовку этого образа. Создавая коллективный труд об И. Гончарове, составители сборника стремились ответить на волнующий их вопрос: почему «человек, знакомый с Гете и Шиллером, читавший немецкую литературу в оригинале и сделавший антиподом Обломова полунемца Штольца, так мало интересен немецкому читателю». Авторы статей не дают однозначного ответа на поставленный вопрос, хотя можно заметить, что многие объясняют это явление тем, что И. Гончаров был представителем скорее литературного, чем мировоззренческого консерватизма. По мнению западных ученых, мыслительная основа, на которой произрастают его произведения, «содержит в себе не только русские корни, но и перегной западноевропейской литературы и философии». Для понимания Гончарова становится существенно важным знакомство с Шекспиром, Руссо, Винкельманом, Лафатером, Кантом, Гете и Шиллером. Следует заметить, что в советском литературоведении к сходному выводу пришел В. Мельник, указавший на «синтетический метод» Гончарова, основанный на философской ориентации на западноевропейских классиков и на «вечные проблемы» мировой литературы1.

В структуре сборника угадывается и еще одно намерение составителя Петера Тиргена: обратить внимание на ранее упущенные из виду аспекты творчества И. Гончарова, «выйти в своем интересе из «Обломова». Исходя из этого, статьи сборника условно можно разделить на три раздела: исследования о романе «Обломов»; статьи о романе «Обрыв» и о других малоизвестных произведениях; восприятие творчества Гончарова за рубежом.

Несмотря на попытку авторов сборника представить Гончарова не только как автора одной книги, подавляющее большинство исследований касается именно романа «Обломов».

В статье Хорста Юргена Герика «Обломов, Бартльби, Мастер в искусстве голодания. Три примера преодоления атонального в человеке» ставится задача: раскрыть типологию «неагональных» типов поведения и их отражения в европейской и американской литературах XIX и XX веков. Автор выбирает необычный ракурс при рассмотрении, казалось, уже известных явлений. Заимствовав из философии Ницше понятие об «агональном индивидууме», свойством которого является постоянная борьба, конкуренция, стремление к достижению успеха, Герик

выдвинул идею, что «атональное» в европейской и американской литературах XIX и XX веков становится постоянной темой (Жульен Сорель, Раскольников, Андрей Болконский, Гэтсби,.герои Драйзера). В то же время, по мнению ‘Исследователя, Гончарову, Мелвиллу и Кафке удалось создать такие художественные образы, которые противостоят господствующему в литературе «атональному» принципу. «Обломов» Гончарова, «Писец Бартльби» Мелвилла и «Мастер в искусстве голодания» Кафки – все три произведения пример успешного преодоления «атонального» в человеке, отказа от постоянной борьбы.

Подробно проанализировав каждое произведение с точки зрения реализации в них принципа «атональности», западногерманский исследователь пришел к выводу, что Обломов существенным образом отличается от Бартльби и от Мастера в искусстве голодания, так как обладает жизнеутверждающим идеалом своего счастья (с наибольшей убедительностью раскрытым не во «Сне Обломова», а в диалоге со Штольцем). Пользуясь терминологией Шопенгауэра, Герик считает, что Обломов отвергает мир как волю и принимает его как представление, как объект искусства. Другими словами, идеал Обломова, реализующийся в представлении, прочно держит его в том мире, из которого у него нет воли вырваться.

Если в статье Герика явно ощущается стремление представить Обломова как типическое явление в контексте мировой литературы объяснить закономерность развития и формирования его мировоззрения и тем самым отойти от одного из привычных крайних суждений о том, что герой Гончарова обыкновенный русский лентяй, воплощающий.

  1. В. И Мельник, Реализм И А. Гончарова, Владивосток, 1985.[]

Цитировать

Сорокина, В. Творчество И. А. Гончарова в западногерманской критике / В. Сорокина // Вопросы литературы. - 1990 - №9. - C. 251-256
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке