№3, 1981/Хроника

Творчество А. Т. Твардовского и проблемы его изучения

Летом прошлого года кафедра советской литературы Воронежского университета провела межвузовскую научную конференцию «Творчество А. Т. Твардовского и проблемы его изучения», посвященную 70-летию поэта. В конференции приняли участие преподаватели, литературоведы и критики из многих городов страны.

Открывая конференцию, С. Лазутин сказал: «Глубокое изучение Твардовского, ставшего классиком советской поэзии, будет способствовать решению ведущих проблем современного литературоведения, определению закономерностей развития литературы Октября». Главное место в разговоре о Твардовском заняло определение его роли в истории советской литературы, особенностей традиционного и новаторского в его поэзии.

Пожалуй, именно в Воронеже впервые прозвучала мысль о том, что Твардовский – художник нового этапа нашей истории, когда революция вступила в пору практического осуществления своих идеалов и на передний план выдвинулись строительные, созидательные функции слова. Потому-то в стихах и поэмах Твардовского герой и сам нравственный климат иной, чем в произведениях Блока, Есенина и Маяковского. «Самое значительное в великих поэмах Твардовского то, – говорил А. Абрамов в докладе «Александр Твардовский: социалистический реализм», – что М. Шолохов назвал «очарованием человека». «Святой и грешный», этот человек побеждает не только врага, но и саму смерть, покоряет нас своим сильным и гуманным характером. Такой герой, став достоянием истории, нимало не утрачивает значения ориентира, народного идеала и на будущее».

Структура этого образа в поэмах Твардовского уникальна, кратко ее можно выразить словами «человек – народ». Герой Твардовского соединяет в себе фольклорную мощь и цельность с тонкостью психологической жизни, присущей персонажам реалистической литературы. Такого сплава эстетических качеств мировая литература не знала, говорил А. Абрамов. Это потребовало от Твардовского соединения в стиховом повествовании «микроскопической и телескопической поэтики», что заметно обогатило завоевания социалистического реализма.

Много докладов на конференции было посвящено связям Твардовского с русской и советской литературой – Л. Толстым и Н. Некрасовым, И. Буниным и В. Маяковским, С. Есениным и А. Ахматовой, М. Шолоховым и М. Исаковским, А. Толстым и А. Платоновым, Е. Исаевым и поэтами фронтового поколения.

Новый фактический материал привела в своем докладе «Твардовский и писатели народов СССР» П. Бороздина (Воронеж). Она наметила как бы контуры литературной карты страны, на которой так четко обозначились линии связи Твардовского с братскими писателями (М. Бажан, М. Рыльский, Ч. Айтматов, Г. Абашидзе, М. Карим, К. Кулиев, Д. Кугультинов, А. Кулешов, В. Быков и др.). Важнейшие направления этого изучения, полагает докладчик, следующие: творческие контакты писателей, включая переписку; переводы произведений Твардовского на языки народов СССР и переводческая деятельность самого Твардовского;

Цитировать

Акаткин, В. Творчество А. Т. Твардовского и проблемы его изучения / В. Акаткин // Вопросы литературы. - 1981 - №3. - C. 297-299
Копировать