№5, 1980/Хроника

Творческое наследие Чехова и современность

Под таким названием состоялась научная конференция, посвященная 120-летию со дня рождения писателя. Конференцию организовали Институт мировой литературы имени А. М, Горького Академии наук СССР и Союз писателей СССР.

О широком международном признании, которое посмертно пришло к Чехову, говорил во вступительном слове член-корреспондент АН СССР, директор ИМЛИ Г. Бердников.

Чехов был первым русским писателем, который с неотразимой убедительностью показал, что буржуазные отношения уже прочно укоренились в России, пропитав все поры не только деловой, служебной, но и частной, семейной жизни, – сказал он.

Конфликт с буржуазным строем оказывается у Чехова всеобщим. В него вступает всякий, кто сохранил человечность.

Художник беспощадно отражал противоестественность буржуазных нравов. Это обстоятельство демагогически используется на Западе для того, чтобы представить его провозвестником идей бессмысленности человеческого существования вообще. Его объявляют чуть ли не отцом декадентской литературы XX века. Но Чехов с его историческим оптимизмом, с его верой в человека в корне отличен от декадентов всех мастей.

Гуманизм Чехова означал требовательность не только к социальному строю, но и к человеку. Его отношение к иным из персонажей представляло собой сложный сплав сочувствия к человеку как жертве господствующих порядков и нравов и одновременно – безжалостного укора ему за бесхарактерность, леность, податливость.

Выступающий говорит о художественной структуре произведений писателя, неотделимой от содержания. Он приводит как пример рассказ «Припадок», где картины падающего снега, контрастирующие с описанием пошлой, прозаической действительности, подводят нас к пониманию; выводов рассказа не меньше, чем прямые высказывания героя.

Чехов запечатлел процесс внутреннего освобождения человека от рабских пут буржуазного строя и одновременно показал устремленность человека к новой жизни. Это делает его близким советскому народу, прогрессивным людям всей планеты.

«Чехов и Горький» – тема доклада Б. Бялика. Он остановился на горьковских оценках и характеристиках Чехова! свидетельствующих о том, что Горький был одним из первых,, кто поставил его в ряд великих писателей.

На ряде примеров показывает докладчик внутреннее, родство некоторых важных, особенностей творчества обоих писателей. Так, Горькому, была близка трагикомическая природа чеховских произведений, в частности драматургических. И он тоже колебался в определении жанра своих пьес – между драмой, комедией, фарсом.

В то же время во взаимоотношениях двух писателей действовали силы не только притяжения, но и отталкивания. Интересно, что в начале 900-х годов разноречия между Горьким и Чеховым усиливаются.

Их самые критические отзывы друг о друге относятся к 1903 году. Однако после смерти Чехова его значение как художника для Горького все больше вырастало.

В докладе А. Иезуитова (Ленинград) «Гуманистические традиции Чехова в культуре развитого социализма» были намечены основные идейно-художественные особенности творчества Чехова, не утрачивающие своей силы и жизненности в наши дни. Докладчик говорит о неудовлетворенности чеховских героев окружающей жизнью, об устремленности в будущее. Лучшие из них не представляют человеческого существования без веры. Причем речь идет не о религиозной вере, но о «способности духа».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 1980

Цитировать

Борин, П. Творческое наследие Чехова и современность / П. Борин // Вопросы литературы. - 1980 - №5. - C. 294-297
Копировать