№6, 1959/Обзоры и рецензии

Творческая история статьи «Не могу молчать»

А. И. Шифман, Статья «Не могу молчать» Л. Н. Толстого, Тульское книжное издательство, 1958, 70 стр.

Последние годы творчества Л. Толстого сравнительно мало привлекали внимание исследователей. Между тем творчество великого писателя в названный период заслуживает детального рассмотрения. Это период, когда в «учении» Толстого становятся особенно сильны черты утопизма; вместе с тем Толстой крайне обостренно ощущает «высшую степень»»бедственности рабочих масс», «высшую степень их раздражения против богатых и властвующих» и «высшую степень»»страха и недоброжелательства богатых и властвующих к рабочему народу». Наряду с проповедью непротивления и аскетизма Толстой выступает с гневным протестом против самодержавного произвола, публикуя свою знаменитую статью «Не могу молчать».

И вот этот особенно сложный, особенно противоречивый период в творчестве Толстого менее всего освещен в литературоведческих работах. Книга А. Шифмана интересна прежде всего тем, что автор обращается к изучению одного из основных произведений Толстого этого времени – к статье 1908 года «Не могу молчать».

Одна из привлекательных сторон книги – интонация взволнованности, как бы передающая взволнованность и экспрессию публицистического манифеста Толстого. В работе А. Шифмана прослеживается история создания толстовского воззвания, анализируются его идейное содержание и выразительные средства, приводятся отклики современников, рассматривается влияние статьи на последующую литературу. Причем все эти вопросы ставятся и решаются на материале частично неопубликованном: записки Д. Маковицкого, письмо художника Н. Орлова, взявшего на себя поиски нужного Толстому материала, – письмо с детальным описанием жилья и быта палача; адресованные Толстому письма-отклики на статью «Не могу молчать». В результате все стадии работы Толстого над статьей: собирание материала, оформление первоначального замысла и т. д. – прослежены наглядно и документированно.

Удачно раскрыта композиция статьи, законченность каждой главы и их строгая связь между собой, постепенное нарастание эмоционального напряжения от сдержанного торжественного зачина к «вершине», к тем «страшным» словам, которые и теперь потрясают читателя: «Нельзя так жить. Я по крайней мере не могу так жить, не могу и не буду. Затем я и пишу это и буду всеми силами распространять то, что пишу, и в России и вне ее, чтобы одно из двух: или кончились эти нечеловеческие дела, или уничтожилась бы моя связь с этими делами, чтобы или посадили меня в тюрьму… или же, что было бы лучше всего (так хорошо, что я и не смею мечтать о таком счастье), надели на меня, так же как на тех двадцать или двенадцать крестьян, саван, колпак и так же столкнули с скамейки, чтобы я своей тяжестью затянул на своем старом горле намыленную петлю».

В работе А. Шифмана привлекает внимание анализ художественных деталей статьи, подкрепляющих публицистические рассуждения, обобщения и выводы писателя.

Менее удачна глава, посвященная особенностям языка статьи Толстого. Здесь по существу повторяется многое из того, что уже было сказано в предыдущих главах: замечания о взволнованности и страстности тона статьи, об экспрессии и сдержанной силе, об иронии и сарказме.

Остается открытым вопрос о жанре «Не могу молчать». А. Шифман, называя это произведение памфлетом, убедительно говорит о том, что тенденция к осмеянию одного лица вовсе не является главным признаком памфлета. «Объектом ударов памфлета, как показал опыт русской и мировой публицистики, могут быть и общественные группы, и партии, и политические явления, и даже целые общественные системы». «Высокий накал протеста против злодеяний царизма» в статье «Не могу молчать» сближает это произведение Толстого с памфлетом. Но как быть с другим признаком памфлета – его сатирическим характером? Ирония и сарказм яркими крупицами рассыпаны по статье Толстого, но они не определяют ее основного тона.

«Ни в одной из предыдущих статей писателя «акал обличения и протеста не достигал такой высоты, как в этой», – пишет А. Шифман. Такое выделение «Не могу молчать» из всей публицистики Толстого кажется излишне прямолинейным. Естественно, что, вчитываясь в каждую строку толстовской статьи-«обращения», автор исследования особенно остро воспринимает именно это произведение, действительно написанное с большой силой. Однако «Не могу молчать» – далеко не единственная Статья Толстого, где «накал обличения и протеста» достиг такой высоты. Вообще сопоставление статьи Толстого с другими его произведениями не всегда можно отнести к числу удачных страниц работы А. Шифмана. Правда, это не главное в его книге. Основное же в ней – творческая история «Не могу молчать», воздействие статьи на современников, «сила мысли и сила чувства», заключенные в ней, – довольно полно раскрыто автором.

Цитировать

Кузина, Л. Творческая история статьи «Не могу молчать» / Л. Кузина // Вопросы литературы. - 1959 - №6. - C. 232-233
Копировать