№6, 1959/Дневник литератора

По поводу Полных собраний сочинений писателей

Что следует разуметь под полным собранием сочинений писателя – поэта, прозаика, драматурга, литературного критика, публициста и т.д.? Что означает само слово «сочинение» применительно к писателю? Очевидно, в первую очередь то, что является плодом его творческой работы, рассчитанной на более или менее широкий круг читателей или слушателей. До изобретения книгопечатания, а частично и после этого сочинения писателей распространялись в рукописях.

Со времени появления печатного станка они публиковались в печати, в рукописях же оставались в том случае, если по цензурным условиям оказывались «презревшими печать» или тогда, когда писатель по разным причинам (ввиду незавершенности написанного или неудовлетворенности написанным по его собственному суждению или по суждению тех, от кого зависело печатание) не публиковал того или иного своего сочинения. Бывает и так, что писатель не ставит перед собой задачи публиковать свое сочинение, а пишет из простой потребности высказаться, пишет, так сказать для самораскрытия, для самого себя. Во всех этих случаях, как правило, сохранившиеся в рукописях сочинения общепризнанного писателя печатаются после его смерти и таким образом становятся достоянием читателя наряду с сочинениями, напечатанными при жизни писателя.

Большей частью равнозначным со словом «сочинение», когда речь идет о творчестве писателя, является слово «произведение», но в русском словоупотреблении под «произведением» разумеется в большинстве случаев художественное сочинение. В иностранной языковой практике обычно существует единое название для всех вообще сочинений писателя: во французском словоупотреблении – «oeuvre», в немецком – «Werk», в английском – «work», в польском «twor», «pismo». To же и в словоупотреблении украинском – «твір», гораздо реже – «писания».

Могут ли быть причислены к сочинениям, произведениям писателя его письма и подлежат ли они включению в собрание его сочинений? Речь идет, разумеется, не о письмах как об определенном литературном жанре (например, «Письма об изучении природы» Герцена или «Письма без адреса» Чернышевского, Плеханова) и не о письмах, предназначенных писателем к публикации их в газетах или журналах и содержащих в себе его высказывания по вопросам идеологического, публицистического, общественно-политического характера; речь идет о письмах, адресованных одному или нескольким лицам, но большей частью не рассчитанных на их опубликование.

Думается, что такие письма должны быть причислены к сочинениям и включаться в собрание сочинений писателя лишь в том случае, если автор имел в виду ознакомление с ними не только их прямых адресатов, но и более широкого круга читателей. Таково, например, письмо Белинского к Гоголю, сразу же после его написания сообщенное Белинским его друзьям, распространявшееся затем в рукописных копиях и в изданиях вольной печати1; таков ряд писем Герцена, в том числе к Александру II, императрице Марии Александровне и другим, вслед за их посылкой адресатам печатавшихся в герценовских «Полярной звезде» и «Колоколе»; таковы письма Л. Толстого к индусу Таракаутта Дос, к китайцу Ку Хунмину, к студенту Крутику о праве, к революционеру Вруцевичу, к В. Ф. Булгакову о воспитании и др., которые сам Толстой пожелал опубликовать и которые в большинстве были напечатаны при его жизни частью на русском, частью на иностранных языках. Большинство таких писем в академических изданиях сочинений Белинского и Герцена, в юбилейном издании сочинений Толстого по праву рассматриваются как сочинения и печатаются в этом разделе, а не в разделе писем.

К числу сочинений относятся почти все письма и послания древнерусских писателей, начиная от письма Владимира Мономаха к князю черниговскому Олегу и продолжая письмами и посланиями Ивана Грозного и протопопа Аввакума к разным лицам. Все они предназначались для чтения не только тем, кому они были адресованы, но и тем, кто в содержании их был так или иначе заинтересован, и потому в огромном большинстве они дошли до нас в ряде списков.

Другое дело – письма частные, предназначенные для прочтения лишь их адресатами. Как бы ни были они значительны по своему содержанию или по своим художественным достоинствам, нет оснований причислять их к сочинениям. Тем более это следует сказать о письмах чисто делового, бытового или практического характера, о всякого рода записках, телеграммах, связанных с житейскими интересами пишущего или его адресата, о деловых распоряжениях и официальных бумагах, исходящих от писателя.

Все такого рода эпистолярные материалы далеко не всегда включались у нас в собрания сочинений писателей, а если и включались, то письма обычно не отождествлялись с сочинениями в собственном смысле слова. Так, например, в 1857 году под редакцией П. Кулиша вышли Сочинения и письма Гоголя; в 1867 – 1868 году под редакцией П. Ефремова вышли Сочинения, письма и избранные переводы Кантемира; в конце 1870-х годов под его же редакцией вышло Собрание сочинений Жуковского «с приложением его писем, биографии и портрета»; в 1909 году в издательстве «Просвещение» под редакцией П. Морозова вышли Сочинения и письма Пушкина; в том же году в том же издательстве под редакцией В. Каллаша – Сочинения и письма Гоголя; в 1915, 1919 – 1925 годах вышло под редакцией М. Лемке Полное собрание сочинений и писем Герцена; в 1944 – 1951 годах под редакцией А. Еголина и Н. Тихонова – Полное собрание сочинений и писем Чехова; наконец, в 1948 – 1953 годах под редакцией В. Евгеньева-Максимова, А. Еголина и К. Чуковского – Полное собрание сочинений и писем Некрасова. В этих случаях, как видим, учитывалась разница между сочинениями писателя и обычными его письмами.

В ряде случаев письма писателя публиковались отдельно, независимо от его сочинений. Так, в течение ряда лет отдельно публиковались письма Тургенева, начиная с первого их собрания (1884), письма Белинского, Л. Толстого, Островского, Щедрина, Чехова, Эртеля и других. Известное десятое издание Полного собрания сочинений Гоголя академического типа под редакцией Н. Тихонравова и В. Шенрока (1889, 1896) не включало писем; они, были изданы особо В. Шенроком в четырех томах (1902). Отдельно от первого академического издания Сочинений Пушкина, начатого в 1899 году, вышла под редакцией В. Саитова в том же академическом издании и переписка Пушкина в трех томах (1906 – 1911) 2. Особым изданием с 1926 по 1935 год выходили широко комментированные письма Пушкина сначала под редакцией Б. Модзалевского (первые два тома), затем под редакцией Л. Модзалевского (третий том). Издание прекратилось на третьем томе, доведшем публикацию писем до 1833 года включительно.

В 1926 – 1927 годах вышло под редакцией Б. Томашевского и К. Халабаева десятитомное Полное собрание художественных произведений Достоевского. В последующих трех томах (тт. 11 – 13, вышедших в 1929 – 1930 годах) напечатаны «Дневник писателя» и статьи Достоевского за 1845 – 1878 годы. Органически связанной с этим изданием является и публикация (под редакцией А. Долинина) писем Достоевского, но с особой нумерацией томов, озаглавленных «Ф. М. Достоевский.

  1. См. К. Богаевская, Письмо Белинского к Гоголю, «Литературное наследство», т. 56, М. – Л. 1950, стр. 513 – 581.[]
  2. На титульном листе эта переписка причислена к «Сочинениям Пушкина», что выглядит весьма странно, если учесть, что речь идет не только о собственных письмах писателя, а о его переписке; чужие письма здесь занимают добрую половину издания.[]

Цитировать

Гудзий, Н. По поводу Полных собраний сочинений писателей / Н. Гудзий // Вопросы литературы. - 1959 - №6. - C. 196-206
Копировать