№1, 1967/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Творческая история романа А. Макаренко «Пути поколения»

В последние годы своей жизни, уже завершая работу над «Педагогической поэмой», Макаренко задумал новый большой роман.

Долго и трудно вынашивал Макаренко замысел этого романа, который так и остался незавершенным. Прежде чем прийти к его окончательному варианту, получившему название «Пути поколения», писатель решил воплотить различные сюжетные положения задуманной книги в форме пьес, которые затем трансформировались в главы романа.

Творческая история романа «Пути поколения» не получила еще своего рассмотрения в книгах и статьях о художественном наследии Макаренко. Это произошло не по вине исследователей, – только после передачи архива Макаренко в фонды ЦГАЛИ создалась возможность не только оценить высокие идейно-художественные достоинства и новаторские особенности романа «Пути поколения», но и проникнуть в творческую лабораторию писателя, исследовать процесс его сложной и трудной работы над последним крупным художественным произведением.

1

15 апреля 1934 года Макаренко задумал комедию под условным названием «Пьеса о лейке» 1.

Действие пьесы, в окончательном варианте названной «Ньютоновы кольца», происходит на заводе, производящем фотоаппараты. И это, несомненно, было навеяно событиями из жизни завода макаренковских коммунаров, освоивших выпуск отечественных ФЭДов.

Если обработать линзу неточно, то образуется, как говорит один из героев пьесы, «зрительное впечатление… преломление лучей в тонких слоях воздуха» (ед. хр. 41, л. 35). Оптики называют этот эффект «Ньютоновыми кольцами». Узкоспециальный технический термин приобретает в пьесе символический смысл. Необходимо шлифовать человеческие характеры, бороться за человека, совершенствовать, воспитывать личность созидателя коммунистического будущего, – вот что означает преодоление «Ньютоновых колец».

Художественное творчество Макаренко было продолжением его борьбы за научно-педагогические идеи коммунистического воспитания: «Я не перестал быть педагогом. Я лишь сменил род оружия». В этой пьесе, писал Макаренко Горькому, «тема тоже педагогическая. Ведь теперь перевоспитываются не только дети» 2.

За месяц (с 10 ноября по 11 декабря 1934 года) Макаренко создал окончательный вариант пьесы, приготовив ее к печати под псевдонимом Андрей Гальченко.

26 января 1935 года точно так же, как это было двадцать лет назад, когда Макаренко написал самый первый рассказ, он посылает свою рукопись вместе с письмом на суд Горькому3.

Алексей Максимович и на этот раз не оставляет своего корреспондента без внимания. Он называет «Ньютоновы кольца» пьесой интересной, но требующей «солидных сокращений «по всей длине» ее текста» 4.

Горький предсказывает пьесе сценический успех, считая, что она «может быть разыграна очень весело».

И действительно, в пьесе немало комических ситуаций и смешных реплик. Но проблемы, которые волнуют здесь Макаренко, весьма серьезны и современны.

…Завод пленочных фотоаппаратов выпускает сплошной брак. Работники завода никак не могут наладить производство. Только главный инженер Хромов, в прошлом крупный специалист, отбывший не так давно наказание, способен освоить аппараты.

Но многие на заводе не верят Хромову.

Даже парторг Рязанова, человек умный, гибкий и дальновидный, призывает дочь Хромова следить за отцом, но и она не может не признать его безукоризненной честности.

Хромов находит причину брака. Однако значение победы Хромова куда весомее его остроумной догадки: нужно доверие к людям – таков подлинно гуманистический смысл пьесы «Ньютоновы кольца».

Открытие Хромовым «нового закона Ньютона», как определил его победу инженер Абашидзе, оказалось небезрезультатным и для людей, вовлеченных в борьбу вокруг его личности, заставило критичнее отнестись к себе, стало для них немаловажным воспитывающим фактором.

Борьбу за совершенствование личности Макаренко-художник не мог вести без помощи «кавалерии острот».

Пьеса «Ньютоновы кольца» окрашена в самые различные юмористические оттенки – от иронии и шаржа до водевильных приемов.

Послушайте, как говорит, например, комендант Поддужный. Безнадежно влюбленный в Елочку Хромову, он клянется серьезно и искренне: «В целях завоевания вашего симпатичного расположения я могу совершить самый ужасный и стопроцентный подвиг, только без доставки окровавленных трупов…» (ед. хр. 43, л. 38).

Но если в сценах с Елочкой Поддужный просто нелеп и смешон, то в отношениях с подвластными он не столь уж безобиден. «Идите к вашему долгу и не предавайтесь посторонним чувствам», – приказывает он телефонистке (л. 67). «Я принужден буду применять репрессивные мероприятия», – грозит он в другой раз (л. 23).

Комическая интрига пьесы переплетается с ее главным конфликтом.

В архиве писателя хранится не только рукопись текста пьесы, но и многочисленные черновые материалы, знакомство с которыми дает представление о том, насколько серьезно и кропотливо вел Макаренко подготовительную работу.

Весьма любопытны, например, записи отдельных реплик, колоритных словечек, которые накапливал писатель: «Мать-секретарша» (л. 85), «квалифицированный идиот» (л. 48), «давайте хорошеньких!» (л. 48), «мы должны организованно проводить наше присутствие» (л. 49), «у них любовь плохо отполирована» (л. 49), «заведующий энтузиазмом» (л. 83), «в голове у него мусор, а под ногами чисто» (л. 87), «такую красоту, как у Вас, нельзя монополизировать. Она должна стать общественным достоянием» (л. 87)…

Пьеса, подготовленная Макаренко к печати, своевременно не была опубликована. Но это огорчительное для автора обстоятельство сыграло некоторым образом и положительную роль. «Ньютоновы кольца» открыли пути для дальнейших поисков писателя в прозе и пробудили новые замыслы и творческие планы. Характеры, сюжетные положения, разработанные в пьесе, послужат исходным материалом для большого повествования.

2

В 1935 году Макаренко задумывает новую книгу: роман 6 становлении заводского коллектива, его трудовых буднях. Но так же, как это было в «Ньютоновых кольцах», «производственный» роман должен был стать произведением на педагогическую тему, книгой о воспитании.

О характере этого замысла можно судить по сохранившимся в архиве записям писателя: «Тема – отношение к людям – воспитание кадров из материала второсортного» (ед. хр. 28, л. 25).

«Фон. Нежелательно помещать действие на оптическом заводе, ввиду слишком большого напоминания коммуны им. Дзержинского. А желательно все же сохранить и производственный фон и цельность коллектива в условиях, мне более или менее известных…

Может быть, лучшим выходом было бы приделать действие к какой-нибудь лаборатории, к проектному учреждению… Тогда к какому и откуда я возьму подробности и детали?» (л. 26).

Речь, разумеется, шла не о том, что писатель недооценивал роль творческого воображения, а о его исключительной требовательности к своей работе, не дающей права пренебрегать скрупулезным знанием деталей и подробностей.

Приступая к новому произведению, Макаренко проводит тщательнейшую подготовку. Он составляет различные варианты планов романа, списки действующих лиц с подробными характеристиками, график действия героев по главам, вычерчивает схемы отношений героев друг с другом (любовь, дружба, неприязнь, вражда и т. д.), делает наброски отдельных разрозненных эпизодов, размечает события по главам, определяет сюжетные линии и т.

  1. См.: ЦГАЛИ, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 41, л. 111. В дальнейшем ссылки на материалы фонда А. С. Макаренко в сносках не оговариваются. В тексте указываются единицы хранения и листы архивных документов.[]
  2. А. С. Макаренко, Соч. в семи томах, т. VII, Изд. АПН, М. 1958, стр. 366.[]
  3. См.: там же, стр. 364. Рукопись пьесы с пометами Горького хранится в Архиве А. М. Горького.[]
  4. М. Горький, Собр. соч. в 30-ти томах, т. 30, Гослитиздат, М. 1956, стр. 377 – 378.[]

Цитировать

Левинсон, З. Творческая история романа А. Макаренко «Пути поколения» / З. Левинсон // Вопросы литературы. - 1967 - №1. - C. 153-162
Копировать