№6, 1975/Жизнь. Искусство. Критика

Теперь можно идти дальше

О новаторской природе литературы социалистического реализма сказано уже немало. Столь же часто мы говорим, что социалистическое общество предоставляет художнику подлинную свободу, распахивает все «окна сознания» и эмоционального восприятия человека. Все это верно. Но удовлетворяться общими формулами мы уже не можем. Нужно выяснить закономерности развития социалистического реализма, исследовать те качества, которые присущи только ему.

Функции литературы, ее познавательные и жизненные возможности, даже так называемые структурные элементы, как известно, зависят от многих причин. Ученые справедливо пишут о том, что классическая литература в ее лучших образцах отличается большой психологической емкостью, глубиной, многослойностью, пристальным, всесторонним исследованием сложной диалектики человеческой души, движений сердца, переливов чувств, их взаимной борьбы, пересечений, отрицаний. Психологически-нравственная полнота, насыщенность классических произведений вызвана и тем, что литература тогда была, пожалуй, главным средством художественного познания жизни, способом эстетического самоутверждения исторического, философского, этического «я» нации, Прибегая к современным понятиям – на литературу была возложена роль своего рода универсального «информатора» общественной жизни. Она была призвана закрепить память истории, память народа.

Ныне, когда появились такие средства информации, как массовая печать, радио, телевидение, кино, задачи литературы неизмеримо усложнились. Телевидение или кино часто опережают ее в освещении многих проблем жизни, находя широкую аудиторию, устанавливая с ней наиболее действенный, динамичный контакт. Но это, безусловно, не снимает с литературы основной ее обязанности – она остается человековедением. Однако осуществление этой обязанности стало намного ответственней. Создать образ современного социалистического человека в его неисчислимых связях с действительностью, проследить все стороны его интеллектуальной, нравственной, эмоциональной жизни очень трудно. Люди социалистического общества, при своей социальной однородности, при единстве мировоззрения, отличаются богатством индивидуальностей. Каждый человек – личность, ни на кого не похожая, – социализм создает все условия для расцвета личности, – и вместе с тем личность социалистическая. Чтобы рассмотреть кипение бытия, чтобы в поистине громадном обилии характеров найти именно те, что с наибольшей силой выражают черты нового, социалистического сознания, нужны проницательность, острота зрения, умение открывать сложное, неоднозначное в явлениях, на первый взгляд кажущихся обыденными, ничем не примечательными. Функции человековедения усложнились, ибо сам человек – предмет литературы – стал иным: и многогранным, и цельным, и социально однородным, и самобытным, нестандартным.

Неустанные художественные поиски в советской многонациональной литературе, особенно явственно обозначившиеся за последние десятилетия, вызваны именно этим: желанием понять меняющуюся действительность, уловить все убыстряющиеся ритмы взаимных пересечений личного и общественного, стремлением быть не пассивным регистратором того, что происходит, но опережать время, предугадывать шаги грядущего.

В истории мировой литературы, насчитывающей не одно столетие, произошло чудо, вызванное Октябрьской революцией: в СССР возникла и стала успешно развиваться единая и многообразная советская многонациональная литература. Мы часто говорим об этом, но не всегда уясняем до конца новаторский смысл этих понятий. Сложилась новая социальная и эстетическая структура искусства, новый тип духовных, человеческих взаимоотношений.

Диалектика исторического движения советских национальных литератур такова, что, развиваясь, они неизбежно сближаются между собой, взаимно соприкасаются. Это соприкосновение неизменно высекает искры новизны и открытий, чувство радости, удивления.

Общение и сближение социалистических национальных литератур обладает еще одной закономерностью, немыслимой для буржуазного общества, – оно ведет не к подавлению одной культуры культурой другого народа, не к их обезличиванию, не к утере самостоятельности. Сближение национальных культур в условиях социализма имеет высокий гуманистический, нравственный смысл – обогащение всех культур, их всемерный рост и совершенствование, наиболее полное и всестороннее осуществление творческих возможностей, заложенных в каждой из них.

Основа основ могучего взлета национальных культур – общественно-экономическая, культурно-политическая система нашего государства, сама атмосфера жизни национальных культур при социализме.

Цитировать

Ломидзе, Г. Теперь можно идти дальше / Г. Ломидзе // Вопросы литературы. - 1975 - №6. - C. 3-9
Копировать