№3, 2011/Книжный разворот

Теодор Адорно. Избранное. Социология музыки

Теодор Адорно. Избранное. Социология музыки. М.: РОССПЭН, 2008. 448 с.

Среди многочисленных исследований, посвященных музыкальной тематике, «Социология музыки» Теодора Адорно принадлежит к числу «бестселлеров» в гуманитарных кругах. Выдержавшая с момента появления в 1962 году немало переизданий на разных языках, она и сегодня имеет высокий индекс цитируемости в научных текстах различных профилей, хотя и, нужно оговориться, не всегда в апологетических тонах. Ее актуальность подтверждает и издание 2008 года — уже третье по счету1. Как и предыдущее, оно включает широкий спектр работ Адорно о музыке: помимо самого «Введения в социологию музыки», аналитическое эссе об Антоне фон Веберне, серию критических статей, тексты переводчика и первого отечественного исследователя Адорно А. Михайлова. Внешне не связанные с основной работой, давшей название сборнику, в концептуальном плане они достраивают общую картину и создают более систематическое представление об эстетических приоритетах мыслителя.

Чем объясняется и ныне высокий читательский рейтинг работы Адорно? Даже учитывая авторитетность автора, эти причины далеко не самоочевидны. Музыка, ввиду своей непереводимости на язык понятий, остается фактически «закрытым» полем для гуманитариев-«смежников», а случаи совмещения компетентности, подобные Адорно, весьма редки. В то же время переиздания «Социологии музыки» едва ли призваны обслуживать одни лишь отраслевые интересы. Поэтому вопрос о рейтинге неизбежно влечет и другие: к какому читателю обращено исследование и какие цели преследует?

Вопросы не столь просты, как кажется на первый взгляд. Прежде всего, знакомство с текстом убеждает: «Введение в социологию музыки» не является тем, на что ориентирует его академичное название. Для учебного курса в нем не очерчен исходный теоретический фундамент и базовый понятийный аппарат дисциплины, а заостренно дискуссионный стиль и свободный план изложения более близок к публицистике, чем к академическому дискурсу. Помимо того, статус «Теоретических лекций» в роли собственно социологического труда также проблематичен. Современные исследователи С. Дамберг и В. Семенков отмечают, что «этот опыт получил признание философов и музыковедов, но не социологов», поскольку «Теодор Адорно писал о музыке как о сугубо эстетическом феномене, ибо не был озабочен вопросом, является ли то, что он пишет, социологией»2.

Вместо строго построенного теоретического трактата читателю предлагается произвольная последовательность лекций по злободневным музыкальным проблемам: экспансия легкой музыки в современной культуре, обслуживание музыкой политических интересов и различные проявления национального в музыкальных произведениях, воплощение imago власти в профессии дирижера, социальные истоки мифа о музыкальности как особом даре и т. п. При этом, гибко трактуя марксистскую теорию, Адорно рассматривает музыку как область идеологического par excellence и ищет конкретные инструменты анализа властных взаимоотношений, которые, по его мнению, в опосредованной форме зашифрованы потенциально в любом музыкальном материале.

Если оценивать труд Адорно в качестве профессиональной стратегии, то можно предположить, что она ориентирована не столько на студентов или коллег по профессии, сколько на потенциальных научных единомышленников, обладающих, наравне с автором, новым пониманием задач предмета. Проект такой новой дисциплины недвусмысленно излагается в заключительной главе «Опосредование». В противовес позитивистскому («административному», по выражению социолога) состоянию современного ему музыкально-социологического знания с его фактуальными констатациями и дескриптивностью, автор призывал создать «содержательную социологию музыки», направленную на «социальную дешифровку музыкальных феноменов» (с. 170), раскрытие идеологических коннотаций в имманентно-музыкальных явлениях.

Установка на интерпретацию художественных феноменов сквозь призму культуры и социума позиционирует труд Адорно скорее в русле социологического искусствознания (по типологии М. Магидович3). Если для социологов это становится поводом признать его «Лекции» маргинальными для профессии, то с позиций искусствоведов такой подход видится перспективным. В контексте «культурного поворота» в гуманитарных науках рубежа тысячелетий он предлагает путь к «разгерметизации» дисциплинарных границ, делая музыковедческую проблематику интересной и актуальной для коллег-гуманитариев.

Т. БУКИНА

  1. Первый малотиражный выпуск осуществлен в 1973 году Институтом философии АН СССР. Вторая публикация, более известная российскому читателю, вышла в издательстве «Университетская книга» в 1999 году. []
  2. Дамберг С. В., Семенков В. Е. «Социология музыки» Теодора Адорно и современная музыкальная культура // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. VII. 2004. № 2. С. 180-181.[]
  3. Магидович М. Поле искусства как предмет исследования // Новое литературное обозрение. № 60. 2003. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2011

Цитировать

Букина, Т.В. Теодор Адорно. Избранное. Социология музыки / Т.В. Букина // Вопросы литературы. - 2011 - №3. - C. 496-497
Копировать