№6, 1969/Советское наследие

Тема для настоящих художников

«Литературная газета» недавно учредила новую рубрику, под которой редакторам литературных журналов предстоит в деталях рассказать о том, с какими материалами они идут навстречу ленинскому юбилею. И вот поочередно выступают редакторы. Поскольку значительные произведения на ленинскую тему у нас появляются, увы, не каждый день, совершенно понятно, что развернуть эти свои отчеты о текущих номерах в широкий парад имен и названий редакторам трудно, им приходится учитывать любые малые заметки, если они имеют к событию хоть какое-то отношение.

Но вот выступает редактор журнала «Дружба народов» С. Баруздин и говорят, что в качестве приложения подписчики этого журнала получат к 100-летнему юбилею Ленина сто томов лучших произведений советской прозы – из тех, что наиболее ярко отразили движение мира к ленинизму, реально показали, как дело Ленина стало самим смыслом существования миллионов.

И сразу как-то сдвинулись критерии, которые уже стали было определяться под сенью газетной рубрики. Конечно же, здесь пролегает магистраль художественной Ленинианы! Здесь, через сто томов о нашей жизни, а не только через специально для предъюбилейных номеров написанные очерки и повести.

Хотя, боюсь, в плане подготовки к юбилею издаваться и переиздаваться, всесторонне приподниматься критикой и всерьез анализироваться литературоведами будут как раз последние. Потому что редактор ли, издатель, критик, как правило, смотрят на вещи просто: где выведана непосредственно фигура вождя, то и есть художественная Лениниана. Как понимает, так и ориентирует своих авторов. Между тем сущность Ленинианы несравненно шире.

Мы все понемногу, и критики особенно, повинны в том, что понимание ленинской темы порой сужается. Мы как-то не всегда, не до конца отдаем себе отчет, что написать истинно крупный художественный образ Владимира Ильича – это задача по плечу только серьезному таланту. Причем решает ее художник как дело своей жизни, это высокий синтез всех его творческих и жизненных усилий.

Художественный образ великого человека – явление в литературе вообще исключительное. Карл Маркс, Альберт Эйнштейн, Лев Толстой, Яков Свердлов – появятся ли когда-либо хоть о ком-то из них произведения искусства, достойные вровень встать с самим их гением? Как знать… Желать этого мы, конечно, можем ото всей души. Но будем реалистами.

Мы только в самом начале большой работы. Сделано очень и очень немного. Позволю себе сказать – в литературе сегодня пока не видно такого писательского таланта, о котором безоговорочно можно было бы сказать: вот кому по плечу выполнить задачу создания образа великого человека во всей многосложности и глубине.

Есть, конечно, немало одаренных литераторов – имена их здесь назывались, – способных раскрыть определенную грань огромной темы, серьезно разработать первичный материал, дать эскиз будущего полотна. Общими усилиями, порой едва заметными, эти писатели движут большое дело вперед.

Малейшее такое движение, малейшая находка тотчас же привлекает к себе массу подражателей, «множителей» копий с находки. Эхо неизбежно. Литературная провинция – в понимании не географическом, а творческом – занимает огромную территорию, тут разместилось немало литераторов, которые таким вот образом кого-то и как-то «размножают» – В. Овечкина, В. Тендрякова, В. Кочетова, В. Белова… И можно себе представить, как гипертрофировано это явление в той творческой области, где особенно сложно, где старателей много и энтузиазм велик, но добыча единой золотой крупинки так трудна. В. Баранов отметил, что количество таких произведений – не движущих тему вперед, но перепевающих уже сказанное – угрожающе разрастается. Предлагается не мириться с таким явлением.

Очень верно предлагается. Надо только при этом совершенно ясно представить себе общее состояние Ленинианы, тот творческий этап, который она переживает. Ленинская тема дана искусству на долгие века, и мы присутствуем, можно сказать, при самом сотворении мира, – идет накопление строительного материала, первичных исходных данных… И как бы ни хотелось сразу шагнуть в грядущее, объявить, что мы уже близки к вершинам, что за одно творческое поколение нам дано пережить то, что рассчитано на долгий эволюционный процесс, – все это будут не больше как обычные критические самообольщения. К сожалению, у нас на памяти слишком много непродуктивных примеров такого отчаянного перескакивания через эпохи…

Что же в таком случае?

Цитировать

Литвинов, В. Тема для настоящих художников / В. Литвинов // Вопросы литературы. - 1969 - №6. - C. 13-19
Копировать