№7, 1986/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Телеграмма из Вешенской

Готовилось издание избранных работ А. Гурвича, оно планировалось еще при жизни критика, а после смерти его, как это нередко случается, потянулись годы проволочек, началась перекройка сборника. Гурвич – заметная фигура нашей критики конца 20-х годов и последующих двух десятилетий. Человек глубокого аналитического ума (К. Паустовский писал о «железной точности» его логических выводов), он отличался независимостью суждений, не умел угождать и приноравливать критику к литературным «рангам». Ярче всего его талант выразился в обстоятельных, завершенных исследованиях предмета. Красивый, остроумный человек, мастер шахматных композиций, желанный партнер Маяковского по бильярду, он, несмотря на резкость критических суждений, был уважаем и любим писателями.

Но шли годы, как-то незаметно мы стали отвыкать от критики нелицеприятной, менялись судьбы и «ранги» критикуемых, иные из них стали не просто современниками, но как бы уже и живыми классиками, а значит – неприкосновенными. Возникла тревога: незамахиваетсяли на них критик, обнажая слабые стороны их творчества, есть ли «идеальная» справедливость в том, что он писал?

Легко представить себе, какистончилисьбы тома Писарева, если бы мы оставили в них только безусловно и «идеально» справедливое! Какая пустая, противная самому духу литературы затея…

Но сборник Гурвича редел, что называется, на глазах. Очень многое, на взгляд редакции литературоведения «Художественной литературы», оказывалось совсем не ко времени: критика Юрия Олеши; суровый разбор военных рассказов Леонида Соболева; размышления о «Поднятой целине», о любви Давыдова к Лушке, с умозаключениями, не вполне совпавшими с завершенной редакцией второй книги романа; нетрадиционный взгляд на роман Даниила Гранина «Искатели»; наконец, блистательный памфлет «Мультипликационный эпос», посвященный кинороману Вс.

Цитировать

Борщаговский, А. Телеграмма из Вешенской / А. Борщаговский // Вопросы литературы. - 1986 - №7. - C. 207-210
Копировать