№8, 1971/Зарубежная литература и искусство

Техника, наука, роман

Смерть» романа, – это видение, устрашавшее критиков и читателей, много раз возникало под пером философов-просветителей. В революционные времена, когда ломалась форма романа, вслед за появлением произведений Пруста, Джойса, Вирджинии Вулф и других говорили, что роман агонизирует, что нарушения классической формы предвещают смерть жанра. Но время сохранило лишь те преобразования, которые были действительно новыми, и так случалось не раз на протяжении истории романа. В 60-е годы поиск новых форм, например, во французском «новом романе» вновь выдвинул в центр внимания тревожный вопрос о будущем романа. Но дело было не только в новых, часто ошеломляющих экспериментах. Жанр романа, по мнению многих, переживает глубокий кризис, и процессы форморазрушения и нового ее создания – лишь признаки этого кризиса.

Есть писатели и философы, которые говорят о всеобщем кризисе. По их мнению, отчасти в результате великих катаклизмов в человеческом обществе, отчасти благодаря научно-технической революции вся наша культура стоит на пороге преобразований и судьба литературных жанров, по сути, может быть лишь одним из знаков этого преобразования. Маршалл Маклюэн, философ, вызвавший большую шумиху, прямо говорит о падении «гутенбергской» цивилизации (либо «печатной культуры») и возвещает приход новой «электромагнетической» цивилизации. В рамках этой цивилизации книги будут вытеснены современными средствами информации, действующими с помощью электрической энергии. А если не будет книг, жанр романа, естественно, станет достоянием музеев.

В наше время мы действительно являемся свидетелями стремительного роста механизированной культуры: кино, радио, магнитофон и телевидение словно бы отодвигают на задний план книгу, «электромагнетическая» информация – печать. Новый жанр вытесняет старый: после полувекового господства кино и радио телевидение создает новые выразительные формы, следовательно, и новые жанры. Людям, естественно, присущ однородный интерес по отношению к сюжету и фабуле, в придуманных историях они ищут ответов на собственные вопросы, объяснения собственной судьбы. Эту потребность на уровне народной культуры удовлетворяют сказки и мифы, в цивилизованной среде – роман. И вот теперь телевизионная пьеса и телевизионный фильм готовятся взять эту функцию на себя.

Однако многие боятся того, что механизированное искусство, по самой его сущности удовлетворяющее массовые потребности и в силу колоссального на него спроса, не выполнит должным образом унаследованной от романа задачи. Говорят, что подлинные поиски истины и художественная взыскательность, присущие роману, становятся в продукции рождающегося нового жанра дешевыми приемами. И действительно трудно утверждать, что это напрасная тревога, Художественный материал, передающийся по электронным каналам, и в самом деле не высшего качества, и в телевизионных студиях искусство часто теряет свой качественный уровень, превращается в продукт культурной индустрии.

Но возможно, именно такое положение дел и гарантирует будущее романа. Мне кажется, новые электронные искусства – от кино до телевидения – вообще в меньшей степени притязают на присутствие творческой личности, чем литература.

Цитировать

Помогач, Б. Техника, наука, роман / Б. Помогач // Вопросы литературы. - 1971 - №8. - C. 89-91
Копировать