Театральный подъезд
ВАКАНТНАЯ ДОЛЖНОСТЬ
Игнатий ДВОРЕЦКИЙ
Штатное расписание ролей
Директор, 400 руб.
Зам. директора, 350 руб.
Главный бухгалтер, 300 руб.
Начальник литейного цеха, 280 руб. плюс квартира
Начальники корпусов, по 230 руб.
Начальник бюро экономики, 200 руб.
Диспетчер, 130 руб. плюс надбавка за владение языком
Временные и вспомогательные рабочие, секретарша, совместители, ученики, практиканты, командированные.
Спектакль идет без обеденного перерыва.
После третьего гудка вход в зрительный зал строго воспрещается.
Сцена представляет собой крупный металлургический завод. Высвечивается проходная. Сейчас здесь должен появиться новый работник многотысячного коллектива – начальник литейного цеха.
Все действующие лица. Вот он, вот он. Наконец-то.
Начальник литейного цеха (входит на территорию завода и направляется к своему новому кабинету. По всему чувствуется, что он здесь впервые. Робеет. Он молод. Лик его прекрасен. Движенья быстры. Он идет). То не так, это не так. Это плохо, это – очень плохо, а вот это, вот это – отвратительно. Так не нужно, нужно работать так, а не эдак. Что? План выполняете? Так не будем выполнять, зато будем работать еще лучше. Нужен ритм, нужно дело. Мне нужна дисциплина. Ты, который прошел под ковшом, пройди чуть дальше, поверни направо и войди в отдел кадров, – я тебя уволил. (Высвечивается бюро экономики.) Баланс должен быть чистым, очень чистым, сердце – тоже, руки – тем более. На уступки я не пойду, всех накажу, никого не пощажу. (Высвечивается производственный отдел.) График – это вещь, (высвечивается мартен) конвертор – это вещь, (высвечивается плановый отдел) анализ – это вещь, (высвечивается дирекция) взаимоотношения – это творчество. Вы, которая без обручального, мне нравитесь, я тебе тоже, встретимся вечером, (высвечивается отдел кадров) рвачество – явление негативное, (высвечивается бухгалтерия) оклад – позитивное. Прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, лошадям – овес, работе – НОТ, разгильдяйству – нет, вот и кабинет (прочно занимает вакантное место, свет юпитеров – клином – сходится на Нем).
ПРЕМИЯ
(Семейная драма)
Виктор РОЗОВ
Действующие лица
Виктор, изобретатель, 28 лет 11 месяцев
Его мать, лет 60, но сутулая
Тома, его жена, лет 17 – 28
Антон, его друг, лет 29
Его мастер, года два за клевету
Действие первое
Отдельная двукомнатная квартира. Мебели – кот наплакал. Мать – на пенсии, Виктор – на табуретке.
Мать
Ответствуй, сын, какого ты рожна
Не ешь, не пьешь, нахохлился сурово,
Весь из себя пришибленный такой?
Виктор
Завод мне хочет премию вручить. Четыре тыщи новыми деньгами.
Мать
О, супостаты гнусные! За что?!
Виктор
Кто знает, мать, за что напасть такая?
Неожиданно возвращается Тома, которая недавно сбежала от Виктора.
Мать
Во дни страданий мужниных жене
Негоже от супруга отвернуться.
Тома
О, позабудь мои, свекровище, ошибки!
Несчастье, верю, с мужем одолеем.
Появляется мастер, старый друг семьи Виктора, весь в долгах.
Мастер
Прослышал я намедни в бухгалтерии,
Что буде к пасхе премия тебе, и провожу
Традиционный, сбор. Дай три рубли.
Виктор
Нет, не дерзну, наставник мой любезный.
Я лучше вам приемник за три тыщи
Гишпанский на транзисторах куплю.
Мастер
Ты угрожаешь мне?! Ну, заяц, погоди!
Четыре тыщи фигушки получишь.
Разделим деньга поровну на всех!
(Удаляется плести интриги.)
Действие второе
Квартира та же, обстановка другая – Тома накупила мебель. Мать, Виктор.
Мать
Скажи, мой сын, какого ты рожна
Сияешь, быдто новенький полтинник?
Виктор
Меня собрались премии лишить.
Я рад. Зело борзо.
Врывается Антон.
Антон
О, друг мой Виктор!
Ступай немедля бить челом за премию.
Виктор
Бить или не бить? Пожалуй, нет.
Вдруг коллектив подумает, что душу
От жадности я дьяволу отверз.
Антон бросается на Виктора, хочет перегрызть ему горло. Мать вступается за сына.
Мать
Да полноте, Антон! Когда-то мы…
Антон (Виктору)
Четыре тыщи все равно получишь.
(Удаляется воевать за справедливость.)
Виктор
Плевать на них. Зачем со злом бороться?
Работать надо, заниматься делом,
Как занимались делом Галилей,
Сократ, Коперник, а еще – Лоханкин,
Предтеча моего мировоззрения
И высшей добродетели пример.
Они творили много, вот и я
Сейчас создал пластмассовую втулку
Заместо металлической. Станок
При скоростях своих всё нагревает,
Тогда сгорают втулки из металла,
Они горят, как полыхают театры,
Играющие пьесы для отчета.
Сварганив показательную втулку,
Боюсь, что мастер, мой заклятый друг,
Меня обняв, воскликнет: «Поздравляю!
За это дело премия тебе».
Тогда опять возникнет ситуация,
В которой каждый чем-то недоволен,
Быстрей пластмассы плавится металл,
И шарики за ролики заходят.
Поскольку это малокомунадо…
Гори же, втулка, розовым огнем.
(Бросает несгораемую втулку в огонь.)
ВРЕМЯ НАШЕЙ ДОБРОТЫ
Ион ДРУЦЭ
Действующие лица
Павел
Руца, его тетушка
Тудор, его брат, ее племянник
Чья-то невеста
Чья-то вдова
Дружеские призраки
Господь бог
А еще участвуют ангелы, серафимы, трактористы, херувимы, тени забытых предков.
Действие происходит, естественно, в наши дни.
Часть первая
А вокруг степь. Плоская-плоская, и холмы на ней, и махонькая халупка Руды с огромной печкой внутри. Руца солит свои обиды.
И восходит Тудор.
Тудор. Выдайте какой-нибудь настой, чтобы не распускались почки.
Руца. В кодрах?
Тудор. В брате.
Руца. Мы с ним в ссоре.
Тудор. С каких пор? Вы ведь сроду не виделись.
Руца. Здравствуйте, я ваша тетя. С отцом его полаялась. Так что пока не получит Павел настой, позже принесу. Ты же выпей-ка это.
Тудор хлебнул самогона и ушел несолоно хлебавши. И опять опушка леса, а пули – вжик, вжик, вжик. Окопчик, на бруствере притулился Призрак друга, рядом стоит Павел из плоти и крови.
Призрак друга. Из-за тебя запили Михай, Андрон, Георге, Аурелиу и Матей. Не уберег ты их, Павел.
Павел. Извини, ошибся.
И обратно закат. И тишина, только кукуруза шелестит, да шакалы воют, да петухи орут, да поезда свистят, да самолеты гудят. Тишина. И снова вечер в избушке Вдовы, раскладывающей пасьянсик.
Рядом – забежавшая к ней на огонек Руца.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.