№4, 1965/Зарубежная литература и искусство

Театр Ганы сегодня

Известный гаитянский поэт и драматург Феликс Мориссо-Лерой – автор ряда пьес и стихотворных сборников на креольском и французском языках – на своей родине основал народную труппу «Театр Гаити», которая в 1959 году с успехом гастролировала в Париже.

В 1961 году Мориссо-Лерой по политическим мотивам уехал с Гаити и поселился в Гане. В настоящее время он занимает пост государственного руководителя театра и литературы при Ганском институте искусства и культуры. В декабре 1964 года Ф. Мориссо-Лерой побывал в СССР.

В сентябрьском номере журнала «Ганаян» за 1964 год1 Ф. Мориссо-Лерой делится с читателем своими мыслями о театре и драматургии. «Ганский драматург, – пишет он, – как и любой другой драматург, прежде всего должен ответить на вопрос: для кого он пишет? Можно решить писать для небольшой группы друзей, коллег и знакомых, или же вы можете решить писать для народа, всего народа. И ваше решение коренным образом повлияет на ваш подход к драматургии.

Драматург, который не может причислить себя ко второй категории, подобен страннику на берегу. Он будет ограничен и в выборе материала, и в оригинальных приемах. Он будет использовать язык, на котором говорят лишь те люди, среди которых он живет. Он принесет на сцену проблемы, которые представляют интерес лишь для тех мужчин и женщин, с которыми он общается, но важнейшие проблемы масс он не сможет затронуть.

Напротив, драматургу, решившему стать выразителем идей миллионов, нужно лишь открыть пошире глаза и уши, чтобы обнаружить неистощимый источник вдохновения. Жизнь народа, его песни и танцы, народный юмор – это сценический материал, представляющий человеческую ценность и для национального зрителя, и для людей во всем мире.

Если вы хотите донести до мира голос ганского народа, – а это, естественно, и должно быть высшей целью ганского драматурга, – вы сможете преуспеть в этом лишь в том случае, если будете целиком разделять духовную жизнь народа и попытаетесь органически включить эту жизнь в свое видение мира».

В другой своей работе Феликс Мориссо-Лерой пишет: «Не надо бояться слов. Концепция национального театра в Африке предполагает определенную политическую и культурную позицию. Каждый политический режим порождает свой театр.

Театр – одно из наиболее действенных средств, которое давно взяли на вооружение империалисты и которое теперь социалисты должны заставить работать на себя для освобождения Африки и для революционного образования африканских масс.

Для африканского драматурга настало время обратиться к эпизодам истории его предков и борьбы его лидеров вчера и сегодня. И он должен развивать эти исторические темы с той же тенденциозностью, с какой империалистические писаки составляли для наших школьников учебники истории. Империалистические историки никогда не были объективны.

  1. «The Ghanaian», vol. 7, N 9, September, 1964, Accra.[]

Цитировать

Рамзес, В. Театр Ганы сегодня / В. Рамзес // Вопросы литературы. - 1965 - №4. - C. 175-177
Копировать