№6, 1969/Советское наследие

Таким был ленинский стиль

Количество людей, пишущих сегодня о Ленине, велико. Сколько уже описано и рассказано, сколько эпизодов ленинской биографии уже представлено на сцене и на экране! Опасность повторений и самоповторений здесь особенно велика, и серьезный художник не может не озаботиться этой добавочной ответственностью искусства перед высокой темой. Михаил Ромм, один из первооткрывателей Ленинианы в кино, был прав, когда заметил несколько лет назад: «Сейчас актеры в огромном большинстве театров играют не столько Ленина, сколько Щукина в образе Ленина». Да разве только актеры грешат таким копированием того, что было однажды удачно найдено, разве среди появляющихся книг, в особенности книг для детей, мало того, что названо «рассказом о Ленине», а, по сути, является пересказом много раз слышанного и описанного, простым иллюстрированием уже всем хорошо известного? Думая о юбилейных планах издательств, театров, киностудий, мы должны быть озабочены не столько вопросом количества. Гораздо важнее другое, – хватит ли качества искусства под запланированные названия. Высшего качества, ибо если литература, по мнению Михаила Исаковского (на мой взгляд, мнению, очень вовремя высказанному), «сильна только людьми талантливыми, только качеством созданных этими людьми книг», то где, как не в ленинской теме, хотим мы в полной мере ощутить, почувствовать эту силу литературы и ее талантов.

Нельзя не подумать и о другом. Течение времени с неизбежностью отдаляет нас от того или иного конкретного события: выборы в Государственную думу, заключение Брестского мира, проблема взаимоотношений с левыми эсерами – все это стало достоянием истории. Почему же ленинский подход к любой из этих, к тысяче таких же конкретных, исторических проблем может быть волнующим и актуальным? Именно потому, что он – ленинский. Наиболее плодотворный и исторически оправданный, как показало время. Меняются события и обстоятельства, стирается их конкретное содержание – и остается, еще четче вырисовываясь и определяясь на фоне десятилетий, большевистский партийный опыт, ленинский подход к событиям и людям, ленинский взгляд на вещи. Ленинский стиль жизни и борьбы – вот что ничуть не устарело и заслуженно остается главным, наиболее интересным и значительным для любого нового произведения. Ленинский стиль вобрал в себя всю динамику жизни, – он не только объясняет, что «хорошо и плохо», но и показывает в реальности, как осуществить намеченное. Вот это самое «как» и есть, на мой взгляд, главный герой вчерашней, сегодняшней и завтрашней пьесы, повести, романа в Лениниане. Меняется жизненный материал, выбираемый художником, он может содержать и не содержать в себе факты ленинской биографии. Может выйти далеко за ее пределы, но если автору удастся обнаружить, проследить и показать ленинский стиль отношения к делу и к людям, – это, по-моему, и есть произведение Ленинианы.

Вот почему – и тут я полностью солидарен с основным пафосом выступления В. Баранова – так важны в этой теме исследовательская глубина, «исследовательское начало» в Лениниане. А поскольку литература последних лет стремится поглубже заглянуть в современные характеры, попристальнее исследовать их, этот исследовательский пафос лучших книг Ленинианы оказывается подлинно современным, увлекательным для читателя. Мы сегодня особенно чутки и отзывчивы к каждому новому шагу в понимании ленинского стиля жизни.

Как мне кажется, чаще других за последнее время такие новые шаги делает художественно-документальный жанр в литературе. Сейчас уже ясно, сколь плодотворной и своевременной в этом смысле оказалась «Синяя тетрадь» Эм. Казакевича.

Цитировать

Соколов, В. Таким был ленинский стиль / В. Соколов // Вопросы литературы. - 1969 - №6. - C. 43-47
Копировать