№6, 1973/История литературы

Так начиналась горьковская «Летопись»…

В декабре 1915 года в Петрограде вышел первый номер нового литературно-политического журнала «Летопись». Журнала, созданного трудами и волей Алексея Максимовича Горького.

По замыслу Алексея Максимовича, «Летописи» предстояло заниматься самыми насущными, самыми острыми вопросами своего времени – повести борьбу против ура-патриотического оправдания первой мировой войны, сказать горькую правду о грабительском ее характере, выступать против национализма, империализма и «всеобщего одичания».

Первое известное нам упоминание о тогда еще безымянном журнале относится к 10 мая 1915 года. В письме М. Горького И. Касаткину мы читаем:

«Сейчас необходим орган, который питал бы провинцию и вообще Русь идеями, способными организовать общественное самосознание… Война, несомненно, усилит националистические настроения и мысли правящих классов, но можно ожидать, что она понизит национальный шовинизм демократии…» 1.

В конце мая 1915 года Алексей Максимович Горький снова пишет о журнале. Теперь он рассказывает в письме к Е. П. Пешковой: «Занят – по горло… Все налаживаю журнал»2.

Мысль о своем печатном органе созревала у Горького давно. Еще тремя годами раньше – в 1912 году – он заявлял юристу Н. Муравьеву: «Организация левой печати – наша задача. По крайней мере, я считаю это моей задачей»3. Конкретнее писатель высказывается в письме к И. Ладыжникову, следующим образом формулируя задачу момента: «организация левой журналистики и – это едино – идейная организация демократии под знаком федерализма в политике, социализма в культуре»4.

В начале первой мировой войны М. Горький пишет правдисту С. Малышеву, сосланному в Восточную Сибирь: «Есть спрос на журнал, на газету. Это – не может быть удовлетворено. В[оенная] цензура свирепствует бесчинно, ничего нельзя писать»5. Тем не менее в мае 1915 года Горький непосредственно приступает к практически-организационной работе над журналом. А уже 2 октября он сообщает Пешковой: «Журнал налажен, имя его «Летопись»6.

В октябре же 1915 года в Первом отделении Канцелярии Главного управления по делам печати заводится новое дело: «Об издании в городе Петрограде журнала «Летопись». Первым 23 октября подшито «Свидетельство N 5230», выданное Петроградским Градоначальником на выпуск в свет в городе Петрограде журнала «Летопись»7. Имя действительного создателя журнала – М. Горького – никак не упоминалось в «Свидетельстве». Необходимо было возможно дольше скрывать от властей, что «Летопись» – детище поднадзорного пролетарского писателя, за которым в годы империалистической войны неотступно наблюдали два жандармских полковника – Еремин и Попов.

Официальным издателем «Летописи» назывался Александр Николаевич Тихонов, с которым Горький сотрудничал во многих издательских начинаниях. Когда Алексей Максимович в 1912 году вел переговоры с В. Каменским об организации нового издательства («Парус») и журнала, он советовал ему все справки по этому поводу наводить у А. Тихонова, как у человека, достойного всякого доверия: «мы совершенно солидарны во взглядах на журнал и его задачи»8.

В 1912 – 1913 годах А. Тихонов руководил отделом беллетристики в «Звезде» и «Правде». Он редактировал вместе с Горьким в беллетристический отдел в большевистском журнале «Просвещение». В 1928 году Алексей Максимович писал Тихонову: «Да, мы с Вами дружно отработали четверть столетия. Разрешите сказать, что среди тех людей, которые любят и умеют работать, Вы – один из лучших, из редких»9.

В «Летописи» Тихонов много работает «в части административно-технической и редакционной»10. Он читал рукописи, вел переписку с авторами, по существу выполнял обязанности секретаря редакции. Обращаясь в октябре 1915 года к Н. Никандрову с просьбой прислать для журнала какой-нибудь из его рассказов, Александр Николаевич подписывается: «секретарь редакции А. Тихонов»11. И аналогичное обращение к И. А. Бунину от 28 ноября подписано А. Тихоновым на бланке: «секретарь редакции журнала «Летопись»12.

Секретарем журнала все время, пока он существовал, работала и Галина Константиновна Суханова. В отличие от своего супруга – публициста Н. Суханова, она неизменно стояла на позициях большевиков. Стояла настолько твердо, что в октябре 1917 года Я. М. Свердлов и Е. Д. Стасова поручили Галине Константиновне организовать на ее квартире (Карповка, д. 32) конспиративное заседание Центрального Комитета партии13. Это было первое заседание ЦК с участием В. И. Ленина после июльских событий. Позднее Суханова работала в Секретариате ЦК. В «Летописи» же на Галину Константиновну помимо всех других обязанностей возлагались трудные, сверхдипломатические переговоры с военной цензурой.

Дальше в «Свидетельстве» о «рождении» назван редактор «Летописи» А. Т. Радзишевский. Не только горный инженер, но и эрудированный публицист, он был более известен под псевдонимом Р. Арский. Р. Арский был членом Польской социалистической партии, а затем вступил в ряды РСДРП, вел партийную работу в Польше, Литве, Петербурге. В первую мировую войну Арский – пропагандист Петербургского Комитета. Печатается в большевистском легальном органе «Вопросы страхования». В очерке «Горький во время войны 1914 г.» Р. Арский рассказывал, что он, не руководя журналом, был его сотрудником. Он принимал «живейшее» участие во всей его жизни, бывал на всех без исключения редакционных собраниях и совещаниях.

Какие же задачи ставил Горький перед журналом «Летопись»?

За полтора месяца до выхода первого номера «Летописи» – 28 октября 1915 года – Анна Ильинична Ульянова-Елизарова писала В. И. Ленину: «…Нов[ый] издатель произвел на меня прекр[асное] впечатление, очень просил вам кланяться, сказал, что очень любит вас, хотя и ругались где-то. Сейчас он в журнале (Летопись) и в издательстве (Парус) ставит целью 1) борьбу за интернациональность и 2) борьбу со всеми остатками азиатчины в нашей жизни» 14.

В письме к сосланному в Иркутск В. Войтинскому, тогда – большевику, Горький сообщает, что журнал будет вести группа интернационалистов. «Вот, пока, все, что могу сказать, ибо распространяться – неудобно, – пишет Алексей Максимович. – Дабы пояснить Вам платформу и программу «Летописи», скажу следующее: в наши дни публика резко делится на интернационалистов и националистов. Эта линия деления проходит сквозь всю демократию, разъединяя и пролетариат. В то же время она крепко объединяет командующий класс – торгово-промышленный – под знаком национализма: это вполне естественно при наличии возможности грабить Русь как хочется и сколько угодно» 15.

После Февральской революции, когда этого уже не надо было скрывать, редакция в полный голос заявила о том, какие цели она с самого начала ставила перед «Летописью»: «Полтора года назад, когда не только либеральная и консервативная, но и, так называемая, «демократическая» печать была сплошь заражена шовинизмом, мы начали кампанию против военной идеологии, старались систематически разоблачать те захватные планы, которые преследуют империалисты всех воюющих стран под лицемерным прикрытием разных благозвучных девизов, в роде «право и справедливость», «национальное достоинство»… Оппозиция империализму неудержимо росла, несмотря на все препятствия, и… с первых же недель стала под международное «циммервальдское» знамя» 16.

Задачи, поставленные Горьким перед «Летописью», должны были осуществлять конкретные люди. Что же за люди участвовали в «Летописи»?

К сожалению, состав редколлегии «Летописи» не был назван ни в одном из номеров журнала. Сообщая М. Покровскому о рождении нового журнала, Горький назвал имена намеченных сотрудников. Алексей Максимович писал, что «Летопись» будет выходить «при моем ближайшем участии и с соответствующим подбором сотрудников. Близкое участие в журнале будут принимать В. Базаров, Н. Суханов, А. Тихонов, приглашены также Ю. Стеклов, Г. Цыперович, М. Лурье и все им подобные» 17.

Р. Арский в записках «Горький во время войны 1914 г.» называет «коренное ядро» редакции: М. Горький, Авилов, Базаров, Суханов. «Очень живое» участие в журнале принимали, – замечает Арский, – Фаберкевич, Станислав Вольский, Десницкий-Строев18.

Другой достаточно надежный источник – воспоминания О. Ерманского, его книга «Из пережитого». Читаем: «В редакцию Горький ввел, кроме себя, Суханова и В. А. Руднева (Базарова) да еще А. Н. Тихонова… Уже после того как «Летопись» стала выходить, ко мне пришел Базаров с предложением взять на себя ведение политического отдела редакции. Я согласился и стал писать ежемесячно «политические отклики» в новом журнале» 19.

О. Ерманский, меньшевик, в годы империалистической войны придерживавшийся интернационалистских взглядов, печатал свои «политические отклики» в 1, 2, 5, 7 книжках «Летописи» за 1916 год. Он выступал и с другими материалами по отделу «Внутреннее обозрение».

Н. Суханов – Николай Николаевич Гиммер – литератор и экономист. Начинал как народник, затем примкнул к меньшевикам, а в первую мировую войну объявил себя интернационалистом. В. И. Ленин резко критиковал меньшевистские взгляды Н. Суханова. При всем этом, отдавая должное позиции Суханова в пору войны, Владимир Ильич писал: «Если мы возьмем… Н. Суханова.., то наверное все согласятся, что это не худший, а один из лучших представителей мелкобуржуазной демократии. У него есть искреннее тяготение к интернационализму, доказанное им в самые трудные времена, в разгар царистской реакции и шовинизма» 20.

В. Базаров – наиболее известный псевдоним Владимира Александровича Руднева (он же подписывался: В. Б.

  1. Архив А. М. Горького, ИМЛИ, ПГ-рл 18 – 59 – 27.[]
  2. «Архив А. М. Горького», т. IX, «Художественная литература», М. 1966, стр. 168.[]
  3. К. Д. Муратова, М. Горький на Капри. 1911 – 1913, «Наука», Л. 1971, стр. 14. []
  4. «Архив А. М. Горького», т. VII, стр. 205.[]
  5. М. Горький, Собр. соч. в 30-ти томах, т. 29, Гослитиздат, М. 1955, стр. 336. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.[]
  6. «Архив А. М. Горького», т. IX, стр. 169.[]
  7. ЦГИАЛ, ф. 776, он. 10, ед. хр. 2100.[]
  8. «Горьковские чтения», Изд. АН СССР, М. 1959, стр. 22.[]
  9. Там же, стр. 59. []
  10. »Горький. Озорник статей и воспоминаний о М. Горьком», ГИЗ, М. -Л. 1928, стр. 282. []
  11. Рукописный отдел ИМЛИ, ф. 248, оп. 1, ед. хр. 1.[]
  12. ЦГАЛИ, ф. 44, оп. 1, ед. хр. 289. []
  13. Подробно об этом см. «История Коммунистической партии Советского Союза», т. 3, кн. 1. Политиздат, М. 1967, стр. 301. []
  14. ЦПА ИМЛ, ф. 13, оп. 1, ед. хр. 39.[]
  15. Архив А. М. Горького, ИМЛИ, ПГ-рл 9 – 3/2.[]
  16. »Летопись», 1917, N 2 – 4, стр. 7. []
  17. Архив А. М. Горького, ИМЛИ, ПГ-рг 31-5-3.[]
  18. »Горький. Сборник статей и воспоминаний о М. Горьком», стр. 282. []
  19. О. А. Ерманский, Из пережитого, ГИЗ, М.-Л. 1927, стр. 123 – 124.[]
  20. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 34, стр. 122.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1973

Цитировать

Дубинская, Т. Так начиналась горьковская «Летопись»… / Т. Дубинская // Вопросы литературы. - 1973 - №6. - C. 57-75
Копировать