№1, 2014/История русской литературы

Тайна денег Дмитрия Карамазова

Автор выражает профессору С. Белову благодарность за помощь в работе над статьей.

Роман Достоевского «Братья Карамазовы» — произведение незаконченное. О том, что предполагалось продолжение, говорит сам автор в предисловии к первому, написанному, роману: «Главный роман второй — это деятельность моего героя уже в наше время, именно в наш теперешний текущий момент»1.

Считается, что к работе над вторым романом Федор Михайлович не приступил. Но это не так. Нет, не ищите его следов в черновиках, письмах или записных книжках автора. Искать ответ на вопрос, какие сюжетные линии вошли бы в это произведение, нужно в тексте «Братьев Карамазовых», ведь оба романа должны были составлять одно целое. А значит, стоит повнимательнее присмотреться к тому, что недосказано Достоевским в отношениях героев: эти недосказанности и есть те «мостики», которые перекинуты между двумя берегами — между первым и вторым романами. Надо только эти «мостики» найти.

Один из них — тайна денег Дмитрия Карамазова: тайна полутора тысяч рублей, которые оказались у него на руках в ночь преступления. Мне неизвестны какие-либо исследования по этому вопросу, а важность проблемы связана с тем, что вопрос о деньгах Мити Карамазова и есть та ниточка, ухватившись за которую можно распутать сложный клубок взаимоотношений между героями произведения, пересмотреть сюжетную линию первого романа и заглянуть во второй.

Чтобы разобраться в этом вопросе, вспомним, как на страницах романа развивались отношения Дмитрия Федоровича Карамазова и Катерины Ивановны Верховцевой. Сразу отмечу, что эти отношения сложны, запутанны и подчас весьма противоречивы. Они, хотя и стоят несколько в стороне от основной линии произведения, очень важны, так как, с одной стороны, помогают нам разобраться в сюжете «Братьев Карамазовых», а с другой — позволяют заглянуть во второй, ненаписанный, роман.

Напомню, что первая встреча героев произошла задолго до событий, описываемых в «Братьях Карамазовых». Отец Катерины Ивановны, командир той части, где служил Дмитрий Карамазов, остро нуждался в деньгах: ему нужно было срочно вложить в полковую кассу четыре с половиной тысячи рублей. Зная это, Дмитрий через служанку предложил Катерине Ивановне деньги, но с условием, что за деньгами Катерина Ивановна придет сама. И хотя это гнусное предложение было высказано полушутливым тоном, намерения Мити были совсем не шуточные, в чем он позже сам признался. Но Катерина Ивановна на это предложение согласилась и вечером тайно пришла к Мите, который, увидев ее на пороге своего дома, просто молча отдал Катерине Ивановне пятитысячный пятипроцентный безымянный билет:

…Отдал, сам отворил ей дверь в сени и, отступя шаг, поклонился ей в пояс почтительнейшим, проникновенным поклоном… Она вся вздрогнула, посмотрела пристально секунду, страшно побледнела, ну как скатерть, и вдруг тоже ни слова не говоря, не с порывом, а мягко так, глубоко, тихо, склонилась вся и прямо мне в ноги — лбом до земли, не по-институтски, по-русски! Вскочила и побежала.

На другой день Дмитрий через горничную получил сдачу: надо было всего четыре тысячи пятьсот рублей.

Вот этот-то земной поклон и сумма в четыре тысячи пятьсот рублей помогут нам разобраться в одной из загадок романа: откуда у Дмитрия Карамазова в ночь убийства взялись тысяча пятьсот рублей.

Далее по ходу повествования мы узнаем, что отец семейства, Федор Павлович Карамазов, не желая брака своего сына Дмитрия с Катериной Ивановной, передает вексель на его имя Грушеньке. Дмитрию грозит вместо свадьбы долговая тюрьма, и он не находит ничего лучше, как побить Грушеньку. Но передадим слово самому Мите. Вот что он говорит брату Алеше:

— Как раз перед тем как я Грушеньку пошел бить, призывает меня в то самое утро Катерина Ивановна и в ужасном секрете, чтобы покамест никто не знал (для чего, не знаю, видно так ей нужно), просит меня съездить в губернский город и там по почте послать три тысячи Агафье Ивановне, в Москву, потому в город, чтобы здесь и не знали. Вот с этими-то тремя тысячами в кармане я и очутился тогда у Грушеньки…

Спрашивается, зачем Катерине Ивановне нужна была такая секретность? Зачем посылать деньги из другого города? Почему в Скотопригоньевске об этом не должны узнать?

Здесь я должен на минуту остановиться и задать простой вопрос: а вправе ли мы что-либо домысливать в написанном романе? Может быть, следует просто ограничиться высказываниями рассказчика и не анализировать поведение героев? Ответ нам дает сам Федор Михайлович Достоевский в письме к одной из читательниц «Братьев Карамазовых» — Е. Лебедевой. Вот выдержка из этого письма:

Когда Дмитрий Карамазов соскочил с забора и начал платком вытирать кровь с головы раненного им старика слуги, то этим самым и словами: «Попался старик и проч.» как бы уже сказал читателю, что он не отцеубийца. Если б он убил отца и 10 минут спустя Григория, то не стал бы слезать с забора к поверженному слуге, кроме разве того, чтоб убедиться: уничтожен ли им важный для него свидетель злодеяния. Но он, кроме того, как бы сострадает над ним, говорит: пропал старик и проч. Если б отца убил, то не стоял бы над трупом слуги с жалкими словами. Не один только сюжет романа важен для читателя, но и некоторое знание души человеческой (психологии), чего каждый автор вправе ждать от читателя2.

В приведенном фрагменте письма Федор Михайлович учит нас, читателей, как анализировать его текст. Я не вижу оснований не воспользоваться этим советом.

Итак, еще раз сформулирую вопрос: зачем Катерине Ивановне понадобилась такая секретность? Зачем нужно было посылать деньги из другого города? Почему в Скотопригоньевске об этом не должны были узнать?

Думаю, едва задавшись этим вопросом, вы сразу нашли ответ: эти деньги должны были вернуться в Скотопригоньевск и предназначались именно Мите, чтобы он оплатил свои долги.

Поставьте себя на место Катерины Ивановны: жениху грозит долговая тюрьма, но дать деньги напрямую Мите нельзя, так как это оскорбит его, и он их, конечно, не возьмет, тем более что Митя ждет окончательного расчета со стариком Карамазовым. Отправить из своего города нельзя: факт отправки этих денег и получения такой же суммы Митей может стать известным, а выводы, которые из этого сделают городские обыватели, неминуемо заденут самолюбие Мити. Остается одно — тайно отправить деньги из другого города и самой написать письмо Агафье Ивановне с точным указанием, как ими распорядиться.

Но из этих рассуждений вытекает одно очень важное обстоятельство: у Катерины Ивановны был способ передать Мите деньги, не задевая его самолюбия. Но этот способ не сработал, так как Митя не отправил деньги в Москву, а загулял на них с Грушенькой в Мокром.

  1. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Части первая-вторая. М.: Правда, 1985. С. 24. []
  2. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. и писем в 30 тт. Т. 30. Кн. 1. Л.: Наука, 1988. С. 129. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2014

Цитировать

Разумов, А.С. Тайна денег Дмитрия Карамазова / А.С. Разумов // Вопросы литературы. - 2014 - №1. - C. 248-260
Копировать