№4, 2019/Книжный разворот

Т. Венедиктова. Литература как опыт, или «Буржуазный читатель» как культурный герой

Т. Венедиктова принадлежит к числу ученых-гуманитариев, которые крайне чутко реагируют на изменения в обществе, в социальных науках, в литературной критике. В 1980-е годы ее статьи, ее доклады, ее монография о Уитмене демонстрировали вполне традиционное историко-литературное приближение к художественным текстам, характерное для лучших представителей московской филологической школы. Предложенные в тех ранних исследованиях интерпретации поражали своей глубиной и оригинальностью. Но уже с самого начала нулевых в ее исследованиях обнаруживается поворот, смена оптики, скорее всего связанная с общим кризисом гуманитарных наук. Т. Венедиктову начинают интересовать скрытые, неучтенные в историко-литературном контексте силовые линии, пронизывающие историю литературы. Так появляется ее книга «Разговор по-американски: дискурс торга в литературной традиции США» (2003), блестящее, во многом революционное для отечественной науки исследование. Меняется и характер письма, что в подобных случаях всегда неизбежно. Оно насыщается новыми понятиями, заимствованными из антропологии, социологии, феноменологии, и главное — специфическими метафорами, нисколько не затрудняющими научное содержание, а, напротив, его уточняющими, позволяющими яснее увидеть логику мысли.

Все эти качества в полной мере определяют и новую монографию Т. Венедиктовой. Она состоит из трех частей. Первая проблематизирует методологический подход, «социологическую поэтику», берущую свое начало в работах Бахтина. Определяется круг рабочих понятий и уровни анализа. Две другие части представляют собой опыты прочтения программных текстов XIX века: поэтических («Лирика: испытание прозой») и прозаических («Роман: испытание подробностью»). В фокусе исследования оказываются «Лирические баллады», «Ворон», «Песня о себе», «Шагреневая кожа», «Моби Дик», «Госпожа Бовари» и «Миддлмарч».

Т. Венедиктова в самом начале монографии справедливо констатирует поворот в литературной критике от имманентного анализа текста к прагматической перспективе, признающей актуальность читателя и чтения. Этот поворот, который начался сто с лишним лет назад, был подготовлен эссеистикой Вирджинии Вулф и актуализирован феноменологами (Р. Ингарден), а затем рецептивистами (В. Изер). Существенно, что и Вулф, и Ингарден, и Изер мыслили произведение автономным и были, как известно, озабочены фигурой абстрактного, имплицитного читателя, а не реального. Т. Венедиктова продолжает феноменологическую и рецептивную линии литературной критики, но размыкает текст, дополняя феноменологическое прочтение социологическим анализом. Она рассматривает не столько имплицитного, сколько реального читателя, констатируя его вполне «реальные» свойства: его подвижность, его активность, его готовность или неготовность быть внимательным.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2019

Цитировать

Аствацатуров, А.А. Т. Венедиктова. Литература как опыт, или «Буржуазный читатель» как культурный герой / А.А. Аствацатуров // Вопросы литературы. - 2019 - №4.
Копировать