№4, 2019/Теория и проблематика

Поэзия как словарь

DOI: 10.31425/0042-8795-2019-4-107-119

Поэзия как словарь

Олег Алексеевич Клинг

доктор филологических наук

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 51; email: okling@yandex.ru)

Екатерина Иосифовна Орлова

доктор филологических наук

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 51; email: ekatorlova@yandex.ru)

Аннотация. Статья, посвященная поздней поэзии И. Волгина, представляет две его последние по времени книги и фиксирует изменения, произошедшие в волгинской лирике 2010-х годов. Особенное внимание авторы статьи уделяют языку Волгина, с его «пропиткой» новейшим сленгом и одновременно следованием классическим образцам, отражающему путь современного литературного языка вообще.

Ключевые слова: И. Волгин, язык современной поэзии, литературная традиция, сленг.

Статья поступила 21.01.2019.

© 2019, О. А. Клинг

© 2019, Е. И. Орлова

DOI: 10.31425/0042-8795-2019-4-107-119

Poetry as a dictionary

Oleg A. Kling

Doctor of Philology

Lomonosov Moscow State University (GSP-1, 1-51 Leninskie Gory, 1 Humanities Building, Moscow, 119991, Russia; email: okling@yandex.ru)

Ekaterina I. Orlova

Doctor of Philology

Lomonosov Moscow State University (GSP-1, 1-51 Leninskie Gory, 1 Humanities Building, Moscow, 119991, Russia; email: ekatorlova@yandex.ru)

Abstract: Devoted to the poetry of I. Volgin’s later years, the article introduces his two latest books, Personal Data [Personalnie dannye] (2016), and Explanatory Dictionary [Tolkovyi slovar ] (2019), and points out the changes in his lyrical poetry in the 2010s. The authors especially focus on Volgin’s language, which admits the latest slang but also follows classical examples, something which typifies the language of modern literature. The ‘new’ Volgin adopts the parlance of his protagonist, a product of contemporary mass media, who is at the same time endowed with certain autobiographical features of a self-reflecting hero. The result of this code-mixing is contagious: rooted in 19th c. culture, it can express both those overtones and the present mixture of seriousness and irony. Most importantly, however, it can read a man’s life like a text, and see nature within a cultural context. In Volgin’s works, these two worlds are mutually accessible, and this feature of his poetry is one of the keys to modern poetry in general.

Keywords: I. Volgin, the language of modern poetry, literary tradition, slang.

The article was received on 20 Jan. 2019.

© 2019, O. A. Kling

© 2019, E. I. Orlova

Слова из «Поэмы без героя» А. Ахматовой о «некалендарном, настоящем двадцатом веке» в конце того же века стали очень хорошо известны и часто цитируемы. Временем пришествия настоящего ХХ века Ахматова считала 1914-й — год начала Первой мировой войны. Правда, она ничего не говорила о том, как соотносятся исторические даты с литературными событиями, но филологу ясно, что тем более совсем не обязательно совпадают календарный век и новая веха в движении литературы (то же верно и в отношении всех других видов искусства).

Но все же: наступил ли в русской поэзии некалендарный, настоящий XXI век? Мы попытаемся ответить на этот вопрос, размышляя над двумя последними по времени книгами И. Волгина.

Одна из них, вышедшая в 2016 году, называлась даже как-то пугающе: «Персональные данные». Название, выполненное в виде красно-черно-белой бирки (а может быть, стикера), почти врезалось в щеку автору, чье фото было размещено на обложке. А с другой стороны, к другой щеке автора, тянулся то ли мазок белой краски, то ли рисунок разрыва с неровными краями, отчего автор глядел на вас как-то тревожно.

Впрочем, обложка была типовой. Но уже в самом названии, как можно подумать, был скрыт некий вызов, полемический тон. Словосочетание «персональные данные» иронично напоминало зловещее и доныне еще не забытое выражение «персональное дело». А критика заговорила о рождении в Волгине совсем нового поэта: вспомнили о том, что Антокольский, Слуцкий и Межиров заметили в свое время юного Волгина и приветствовали его появление в литературе [Писарева 2017], а Евтушенко сказал, что он давно ждал рождения такого поэта [Евтушенко 2014].

Следующая книга — «Толковый словарь» (2019) — подтвердила появление новых черт в поэзии давно известного автора. В названии прочитывается, конечно же, многозначность: тут и улыбка, и легкая ирония, и в то же время полная серьезность. Новая книга, как и предыдущая, построена по принципу: от новых стихов — к более ранним.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2019

Литература

Бек Т. А. Старые жанры на новом витке // Булат Окуджава: его круг, его век. Материалы Второй междунар. науч. конф. / Под ред. И. И. Ришиной. М.: Соль, 2004. С. 81–85.

Евтушенко Е. А. Поздние, но не запоздалые стихи // Новые известия. 2014. 28 ноября. URL: https://newizv.ru/news/culture/28–11–2014/211032-pozdnie-no-ne-zapozdalye-stihi (дата обращения: 11.04.2019).

Клинг О. А. Своеобразие эпического в лирике А. А. Ахматовой // Царственное слово. Ахматовские чтения. Вып. 1 / Ред.-сост. В. В. Королева, С. А. Коваленко. М.: Наследие, 1992. С. 59–70.

Магомедова Д. М. Анненский и Ахматова (к проблеме «романизации» лирики) // Царственное слово. 1992. С. 135–140.

Писарева Е. Персональные данные Игоря Волгина. Интервью // Литературная газета. 2017. 15 марта. URL: http://lgz.ru/article/-10–6589–15–03–2017/personalnye-dannye-igorya-volgina/ (дата обращения: 20.04.2019).

Солганик Г.  Я. Современная языковая ситуация — язык СМИ — литературный язык // Журналистика и культура русской речи. 2011. № 1. С. 6–28.

Цитировать

Клинг, О.А. Поэзия как словарь / О.А. Клинг, Е.И. Орлова // Вопросы литературы. - 2019 - №4. - C. 107-119
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке