№4, 2020/Книжный разворот

Т. А. Касаткина. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания: Монография

Новая монография Т. Касаткиной, авторитетного исследователя творчества Ф. Достоевского, является фундаментальным научным вкладом в область отечественного и мирового достоевсковедения. Книга состоит из трех частей, каждая из которых последовательно ведет читателя к решению ее научной задачи: первая  теоретико-методологическая  часть посвящена описанию и обоснованию субъект-субъектного метода чтения и понимания любого художественного произведения; вторая и третья  «Запискам из подполья» и художественным текстам «Дневника писателя» («Мальчик у Христа на елке», «Мужик Марей», «Сон смешного человека»), в которых, в свете субъект-субъектного подхода, актуализируется философский и богословский субстрат.

Хотя религиозно-философской проблематике у Достоевского и раньше уделялось немалое внимание (начиная с авторов Серебряного века: В. Розанова, А. Волынского, Д. Мережковского, С. Булгакова, Н. Бердяева и других  до современных исследователей: В. Захарова, К. Степаняна, А. Гачевой, Н. Будановой и других), новаторство рецензируемой книги в этом вопросе очевидно: Т. Касаткина пишет не только о содержании религиозно-философских идей писателя, но прежде всего о способах подобраться к ним и адекватно (то есть в соответствии с авторским замыслом) их понять. В самом деле, благодаря предлагаемой методологии исследования  подходу к тексту и стоящему за ним автору как к личности, с которой и обычный читатель, и ученый вступают в равноправный диалог,  произведение перестает для них зеркалить их собственными идейно-психологическими проекциями, но открывается в своей аутентичной глубине и достоверности, обретает возможность обогатить их непредсказуемыми религиозно-философскими смыслами. В связи с этим для Т. Касаткиной сохраняют свою значимость такие литературоведческие категории, как «автор» и «авторская позиция», утраченные в постмодернистском научном дискурсе рубежа XX–XXI веков. Более того, исследовательница выступает против давно узаконенного в литературоведении плюрализма интерпретаций, настаивая (в случае Достоевского) на единственности адекватного истолкования писательской мысли: «…художественность <…> есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как сам писатель понимал ее, создавая свое произведение» [Достоевский 1978: 80].

Подчеркивая непрямую, недискурсивную форму бытования философских и богословских авторских идей в текстах Достоевского, Т. Касаткина доказывает «неизбежность филологии» как единственного пути их обнаружения: ведь «художественный способ высказывания» делает необходимым филологический анализ всей композиционно-образной структуры произведения, а не только вырванных из его контекста дискурсов отдельных героев.

Избранная исследовательницей тематика является актуальной и перспективной, так как учитывает новую рецептивную ситуацию, сложившуюся в мировой и отечественной культуре в начале XXI века,  возрастание личностного самосознания читателя, прежде всего молодого, как правило учащегося, и переход от вербального модуса художественного языка преимущественно к визуальному. Поэтому, личностно взаимодействуя с текстами Достоевского, современный читатель, как правило, сталкивается в их пространстве не столько с «голосами» (как это было в интерпретации М. Бахтина), сколько с «образами».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2020

Литература

Достоевский Ф. М. Г-н –бов и вопрос об искусстве // Достоев­ский Ф. М.
Полн. собр. соч. в 30 тт. / Отв. ред. В. Г. Базанов. Т. 18. Л.: Наука, 1978. С. 70–103.

Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н. В. Гоголя). М.: РГГУ, 1995.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Перевод с нем.
М.: Республика, 1998.

References

Dostoevsky, F. (1978). Mr. -bov and the question of art. In: V. Bazanov, ed., The complete works of F. Dostoevsky (30 vols). Vol. 18. Leningrad: Nauka. (In Russ.)

Esaulov, I. (1995). Adequacy spectrum in the interpretation of a literary work (‘Mirgorod’ by N. V. Gogol). Moscow: RGGU. (In Russ.)

Rickert, H. (1998). Natural sciences and cultural sciences. Translated from German. Moscow: Respublika. (In Russ.)

Цитировать

Богданова, О.А. Т. А. Касаткина. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания: Монография / О.А. Богданова // Вопросы литературы. - 2020 - №4. - C. 282-288
Копировать