№10, 1975/Панорама

«Съвременник» – современен

Журнал под таким названием (орган Союза болгарских писателей), посвященный, как значится на его обложке, «современной болгарской и иностранной литературе, критике и публицистике», вступил в третий год своего существования. В минувшем году1 увидели свет очередные четыре его объемистых тома – 125 печатных листов! И теперь уже есть основания судить о том, насколько «Съвременник» реализует свою программу, которая была сформулирована редакцией в обращении к читателям при его рождении.

Итак, редакция «Съвременника» поставила перед собой задачу помочь читателю 70-х годов разобраться в волнующих его проблемах, запечатлеть те социальные явления и психологические процессы, что протекают во второй половине XX века, в эпоху мощных социальных и политических преобразований.

В каждом номере мы встречаемся с новыми произведениями и уже известных художников слова, и молодых литераторов Болгарии. Это разнообразная по своему жанру проза – короткий роман, повесть, рассказ, часто весьма емкий по содержанию (кстати сказать, в последние годы они заметно потеснили в болгарской литературе «крупногабаритную» прозу). Это столь же разнообразные по жанру и стилю поэтические и драматические произведения.

Читаешь журнал и убеждаешься, что редакция не на словах, а на деле стремится отразить заметно меняющуюся действительность Народной Болгарии и преобладающее в ней светлое, героическое начало, созидательный пафос и энтузиазм народа – труженика, который преобразует не только облик своей страны, но и собственный духовный облик, противоборствуя пережиткам старой морали во всех аспектах общественной и личной жизни.

У сегодняшней болгарской прозы все очевиднее становится стремление всесторонне исследовать психологию современного человека, жителя не только села, но и города – ведь для Болгарии наших дней горожанин стал фигурой столь же типичной, как для досентябрьской Болгарии была типична фигура крестьянина. Художественное же воспроизведение событий, знаменующих коренные изменения в облике и жизни страны – строительство индустриальных комплексов, энергетических и оросительных систем и т. д. стало главной темой публицистики, писательского очерка. Такая особенность литературного процесса, естественно, не может не сказаться и на содержании «Съвременника». В опубликованных в нем романах и повестях – Андрея Гуляшки («Разливы»), Милчо Радева («Вчера снова»), Любена Станева («Софийская история»), Йордана Радичкова («Все и никто»), в рассказах Крума Григорова, Владимира Зарева, Георгия Марковского, Костадина Кюлюмова и других авторов мы встречаемся с нашими Съвременниками разных поколений в конфликтных, порой даже драматических ситуациях. И решения, которые предлагают авторы, далеки от упрощения и прямолинейности, еще встречавшихся не так давно. Да и сами характеры героев этих произведений значительно сложнее и многограннее.

Правда, не все предложенные «Съвременником» произведения, как нам кажется, равноценны и бесспорны в идейно-художественном плане, но в целом художественные разделы журнала представляются актуальными и интересными. Это наблюдение подтверждают и очерки. В двух книжках журнала (N 2 и N 3) под шапкой «Долина большой химии» – эта рубрика появилась уже в первый год его существования – напечатаны выступления Владимира Зарева, Кольо Севова, Димитра Коруджиева, Тодора Велчева, Любена Петкова, Георгия Величкова, Юлия Борисова, посвященные строителям и рабочим химического промышленного комплекса в Девне – гиганта шестой пятилетки НРБ. Эти очерки, написанные с искренней взволнованностью и на достаточно высоком профессиональном уровне, родились в результате дружбы сотрудников редакции и ее постоянных авторов с участниками этой гигантской стройки. Это первый в Болгарии опыт творческого содружества журнала и трудового коллектива промышленного комплекса. Заметим, кстати, что такая форма связи литературных журналов с жизнью стала нормой и в нашей стране. Это лишний раз подтверждает, что мы имеем дело с живым, подлинно творческим и обоюдно полезным делом. Писатели, выступающие в «Съвременнике», постоянно бывают в Девне, некоторые подолгу живут там, а затем рассказывают на страницах журнала о ее людях. И хочется надеяться, что в недалеком будущем читатели встретятся с ними уже как с героями повестей и романов.

Что же касается прозы зарубежной, то и тут «Съвременник» в меру сил и возможностей выполняет свою программу. В минувшем году он познакомил читателей с произведениями более чем двадцати писателей из девяти стран обоих полушарий. В том числе русская советская литература была представлена повестями и рассказами В. Шукшина, В. Распутина, Е. Носова; польская – повестью Я. Ивашкевича. Познакомились читатели и с рассказами писателей США – У. Фолкнера, Т. Капоте, Д. Чивера, Н. Мейлера, Д.

  1. О выходе в свет первого номера этого журнала см, «Вопросы литературы», 1974, N 2. В данной статье речь пойдет о номерах прошлого года.[]

Цитировать

Лерер-Баша, Л. «Съвременник» – современен / Л. Лерер-Баша // Вопросы литературы. - 1975 - №10. - C. 193-199
Копировать