№10, 1975/Хроника

Наследие Томаса Манна

Старинные здания Веймара – в строительных лесах, всюду развернуты реставрационные работы: город Шиллера и Гёте готовится к своему 1000-летнему юбилею. Нелегко было в этих условиях принять и разместить 150 ученых из четырнадцати стран. Но устроители научной конференции, посвященной памяти Томаса Манна в ознаменование 100-летия со дня его рождения, – Университет имени Фридриха Шиллера в Иене и Академия наук ГДР – все же решили провести конференцию именно в Веймаре: здесь Томас Манн не раз бывал, здесь происходит действие его романа о Гёте, здесь 80-летний писатель совсем незадолго до своей кончины произнес, памятное «Слово о Шиллере». Конференция была с самого начала задумана не как парадно-юбилейное мероприятие, а как научное собрание, имеющее целью коллективную творческую работу. Так она и была проведена.

Томас Манн прошел необычайно сложный идейный путь, и вместе с тем его творчество отмечено большим внутренним единством. Докладчики, выступавшие на пленарных заседаниях, стремились, каждый по-своему, показать и эту сложность, и это единство. Четыре доклада по основным проблемам идейно-творческой эволюции писателя были сделаны видными учеными ГДР.

Инге Дирзен выявила скрытые тематические переклички между основными романами Т. Манна: в них развертывается мотив воспитания личности, «фаустовская» тема присутствует не только в «Докторе Фаустусе», но и в «Волшебной горе», и в тетралогии об Иосифе. В этой связи особо принципиальное значение приобретает «радикальная самокритика» Адриана Леверкюна, завершающая роман «Доктор Фаустус», прощание героя с идеями буржуазного индивидуализма.

Георг Венцель посвятил свой доклад нравственным проблемам творчества Т. Манна. Как моралист, Томас Манн с самого начала противостоял упадочническим тенденциям эпохи. Он понимал писательское творчество как труд, требующий повседневного напряжения. Но если для автора «Будденброков» идея долга замыкалась в пределах личной этики и носила до некоторой степени элитарный характер, то в последующие десятилетия эта идея приобрела у Томаса Манна более широкий, гражданский смысл.

В докладе Гельмута Брандта было освещено отношение Томаса Манна к наследию немецкого романтизма, включая и романтические тенденции искусства и мысли второй половины XIX века. Первоначально писатель видел в этой традиции некую опору для эмансипации личности. В дальнейшем он критически пересматривал эту традицию, борясь вместе с тем против узурпации наследия романтизма идеологами реакции.

Клаус Хермсдорф в своем докладе отметил склонность Томаса Манна – художника к ПОНЯТИЙНОМУ сгущению мысли. Одна из сквозных тем его творчества – судьбы и сущность немецкой нации, ее характера, ее культуры. Художник-мыслитель шел от идеи «вечного» немца к конкретно-исторической расшифровке этого понятия. Отсюда – глубокий и бескомпромиссный анализ исторических истоков фашизма в «Докторе Фаустусе».

Антал Мадл (Венгрия) проследил этапы развития идеи гуманизма у Томаса Манна, движение его мысли от «гуманитарного индивидуализма» к «социальному гуманизму». Докладчик опирался в своих выводах и на факты биографии Томаса Манна, связанные с Венгрией, с венгерскими деятелями культуры.

Цитировать

Мотылева, Т. Наследие Томаса Манна / Т. Мотылева // Вопросы литературы. - 1975 - №10. - C. 312-315
Копировать