№6, 2010/Синтез искусств

Светлый гость, или Магия костюма у Гоголя

 

Известно, что Гоголь не был женат, да и романов с дамами у него не было, если не считать позднего и очень осторожного его увлечения Анной Михайловной Вьельгорской; хотя в молодости, в письме к маменьке, он намекал и настаивал на одном из таких будто романов, заставивших его очертя голову кинуться в заграничное путешествие. Не было у Гоголя даже в творчестве романа как жанра, по крайней мере «Мертвые души» сам он назвал не романом, а поэмой. И все-таки роман у Гоголя был; увлекательный и страстный, ироничный и насмешливый, наполненный вздохами, эротическими подробностями, высочайшим благоговением… Этот бесконечный и самый постоянный роман всей жизни и творчества писателя с предметом его любовного внимания, выдумки, остроумия, вкуса — роман c Одеждой (с большой буквы, отдавая дань уважения такому невероятному выбору гениального сочинителя). Художественная вершина этого «романа», его дитя — непревзойденная гоголевская «Шинель».

В художественном мире Гоголя есть излюбленные автором идеи и темы, имеющие многовариантные решения, потому не исчезающие бесследно, а постоянно работающие и возрождающиеся в новом обличье. Такова идея костюма, она проходит в произведениях писателя целый ряд чудесных метаморфоз и каждый раз обнаруживает новые свойства, поднимаясь от чисто утилитарных, дополнительных характеристик героя до самостоятельной роли в творении автора, до обобщений времени и смысла жизни. Можно увидеть, как от произведения к произведению все зорче, пристрастней и мудрей становится взгляд писателя.

Но что такое магия костюма или даже — что такое магия вообще? Магия, согласно словарю, например, Ожегова, — это «совокупность обрядовых действий и слов, якобы обладающих чудодейственными свойствами и способными влиять на сверхъестественные силы», магию также подразделяют на «черную» (в средние века: чародейство, волшебство, объясняемые участием и помощью адских сил) и на «белую», творящуюся при содействии добрых, небесных, божественных сил. И точно ли они были магическими, все эти гоголевские свитки, платья, сюртуки, мундиры, шаровары, жилеты, фраки, кафтаны и шинели? С чего это началось и чем завершилось?

Детство и юность Гоголя. Чтобы проследить истоки рождения и развития одной из магистральных тем творчества, надо выявить встроенность ключевых ее элементов в личность писателя. Начинать розыски придется с самого начала — с его детства и даже раньше — с родителей.

Замечательна история женитьбы отца будущего писателя. Василий Афанасьевич Гоголь в тринадцать лет видел вещий сон, в котором Царица Небесная показала ему маленькую девочку, сидящую в храме у ее ног, и сказала: вот твоя жена. Сон этот забылся, как забывается большинство снов. Через некоторое время он увидел семимесячного ребенка и, взглянув на него, остановился от удивления: ему представился тот самый ребенок, которого показали ему во сне. Тринадцать лет он ждал, пока девочка подрастет; приходил, играл с ней. Сон повторился… и опять Богородица указала Василию Афанасьевичу на ту же девочку. Когда избраннице исполнилось четырнадцать лет, их обвенчали.

Эта чудесная и вместе с тем реальная семейная история прекрасно аккомпанировала маленькому Гоголю при осознании своей исключительности. Ей вторила история другая — не менее удивительным было и его рождение.

«Мать Гоголя имела двоих детей до его рождения, но они являлись на свет мертвыми <…> она дала обет, если родится у нее сын, наименовать его Николаем в честь чудотворного образа, называвшегося Николаем Диканьским. Родители Гоголя просили священника села Диканьки молиться до тех пор, пока дадут ему знать о счастливом событии и попросят отслужить благодарственный молебен»1.

Относительно обретения имени сестра Гоголя свидетельствовала: «Брат любил вспоминать о том, почему назвали его Николаем».

Итак, сознание своей уникальности и даже избранности было заложено изначально и в дальнейшем желало как-то проявиться, стать зримым и понятным всем. Нужно было только найти себя, то есть свои наиболее яркие способности к чему-то, и успешно реализовать их.

Известно, что отец поэта обладал даром занимательного комического рассказчика. Кроме таланта устных выступлений Василий Афанасьевич преуспел и в письменных формах. Подражая горячо любимому папеньке, и сын научился писать. «Никто не понимал, какого рода стихи он писал. Известный литератор В. В. Капнист, живший в соседнем имении неподалеку от Васильевки, заехав однажды к отцу Гоголя, застал его пятилетнего сына за пером. Малютка Гоголь сидел у стола, глубокомысленно задумавшись над каким-то писанием. Капнисту удалось просьбами и ласками склонить ребенка-писателя прочесть свое произведение. Гоголь отвел Капниста в другую комнату и там прочел ему свои стихи. Капнист никому не сообщил содержание выслушанного им. Возвратившись к домашним Гоголя, он, лаская и обнимая маленького сочинителя, сказал: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя-христианина»»2.

В заключение этого нежного периода жизни будущего великого писателя, о котором он сам всегда вспоминал с умилением, хочется привести еще одну знаменательную подробность, несомненно, известную Гоголю. В Диканькской церкви за алтарем хранилась окровавленная рубашка Василия Леонтьевича Кочубея — рубашка, в которой он был казнен по навету Мазепы.

Эту окровавленную рубашку, хранимую в святая святых той церкви, где был и чудотворный образ Николая Диканьского, ангела-хранителя будущего великого писателя, вполне можно считать первым, еще бессознательным приближением великой темы, которая впоследствии пройдет через все творчество Гоголя.

Позже, во время учебы в гимназии, в его жизни возник театр. Увлечение театром во время учебы в гимназии стало вторым, уже более сознательным, приближением к будущей теме.

В жизнь подростка пришли театральные костюмы и театральная игра… Игра и раньше присутствовала в его жизни: передразнивал дворню в своей деревне, одноклассников, преподавателей, общих знакомых. Теперь, благодаря пьесам и костюмам, игра все больше становится счастливой возможностью реализовать себя, отличиться в организованном коллективе единомышленников.

«Воротясь однажды после каникул в гимназию, Гоголь привез на малороссийском языке комедию, которую играли на домашнем театре Трощинского, и сделался директором театра и актером. Кулисами служили ему классные доски, а недостаток в костюмах дополняло воображение артистов и публики. С этого времени театр сделался страстью Гоголя и его товарищей, так что после предварительных опытов ученики сложились и устроили себе кулисы и костюмы, копируя, разумеется, по указанию Гоголя, театр, на котором подвизался его отец: другого никто не видел. Гоголь не только дирижировал плотниками, но сам расписывал декорации»3.

К тому же театр — это чудо, и тут тоже можно блеснуть.

«Удачнее всего давалась у нас комедия фон-Визина «Недоросль». Видал я эту пьесу и в Москве, и в Петербурге, но сохранил всегда то убеждение, что ни одной актрисе не удавалась роль Простаковой так хорошо, как играл эту роль шестнадцатилетний тогда Гоголь»4, — вспоминал о том времени товарищ Гоголя К. Базили.

Кроме театра, увлечения чтением и живописью в гимназии стали приходить Гоголю мысли о грядущем Поприще.

«Во сне и наяву мне грезится Петербург, с ним вместе и служба государству. До сих пор я был счастлив; но ежели счастье состоит в том, чтобы быть довольну своим состоянием, то не совсем, — не совсем до вступления в службу, до приобретения, можно сказать, собственного постоянного места», — писал 18-летний Гоголь из Нежина матери 26 февраля 1827 года5.

Однако поприще поприщем, но молодому человеку хочется не только что-то собою представлять, но и самым наилучшим образом — выглядеть.

«Позволь еще тебя попросить об одном деле: нельзя ли заказать у вас в Петербурге портному самому лучшему фрак для меня? Узнай, что стоит пошитье самое отличное фрака по последней моде. Мне хочется ужасно как, чтобы к последним числам или к первому ноября я уже получил фрак готовый. Напиши, пожалуйста, какие модные материи у вас на жилеты, на панталоны. Какой-то у вас модный цвет на фраки? Мне очень бы хотелось сделать себе синий с металлическими пуговицами; а черных фраков у меня много, и они мне так надоели, что смотреть на них не хочется», — писал Гоголь 26 июня 1827 года Г. Высоцкому.

И, наконец, это сознание своей уникальности и неосознанного еще пути вдруг проговорилось, как бы пытаясь застолбить туманные грядущие высоты.

«Помню Гоголя молодым человеком, только что вышедшим из нежинского лицея. Он так же был серьезен, но только с более наблюдательным взглядом. Ехав в Петербург и прощаясь со мною, он удивил меня следующими словами: «Прощайте, Софья Васильевна! Вы, конечно, или ничего обо мне не услышите, или услышите что-нибудь весьма хорошее». Эта самоуверенность нас удивила в то время, как мы ничего особенного в нем не видели»6, — писала в своих «Воспоминаниях» дочь писателя Капниста С. Скалон.

Жизненная изнанка костюмной темы. Откуда же это постоянное и неотвязное обращение к одежде разного рода, стремление наделить ее самыми разнообразными свойствами и теми функциями, которые, кажется, ей и не свойственны? Почему одежда занимает столь важное место в творчестве Гоголя? Может быть, недавняя эпоха Павла с ее гипертрофированным приглядом, кто во что одет? Но в то время было много писателей, пушкинско-гоголевская эпоха славна не только этими двумя гениями, но один лишь Гоголь был верным и неутомимым поклонником ее величества Одежды, которая, как Галатея своему Пигмалиону, отвечала писателю взаимностью.

Сама фамилия писателя, сказавшего об одном из своих героев, что тот любил пройтись гоголем, — ведь это не что иное, как роман с некоей лучшей частью самого себя, той частью, по которой, как по одежке, — принимают.

«В гимназии Гоголь, как между товарищами, так и по официальным спискам, — Гоголем не назывался, а просто Яновским, — вспоминает Н. Кукольник. — Однажды, уже в Петербурге, один из товарищей при мне спросил Гоголя: «С чего ты это переменил фамилию?» — «И не думал». — «Да ведь ты Яновский». — «И Гоголь тож». — «Да что значит гоголь?» — «Селезень», — отвечал Гоголь сухо и свернул разговор на другую материю»7.

Заглянем в «Толковый словарь…» современника Гоголя, Владимира Даля. Что означает слово «гоголь»: «Гоголь м. как название толстоголовых плоских и круглых уток». Второе значение слова гоголь — «щеголь, франт, волокита. Он гоголем ходит, хватом, франтом, самодовольно подняв голову». И тут же иносказательное значение слова утка: «Утка, франц. лживая газетная статья, обман, колокола льют»8. Поразительно, но в словарной статье как будто коротко дано описание еще одного гоголевского героя… Хлестакова.

Однако Гоголь и сам любил пройтись гоголем не только по улице, подобно молодому художнику в «Портрете». Вот одно из свидетельств такого рода. «Окончив курс наук, Гоголь прежде всех товарищей своих, кажется, оделся в партикулярное платье. Как теперь вижу его, в светло-коричневом сюртуке, которого полы подбиты были какою-то красною материей в больших клетках. Такая подкладка почиталась тогда nec plus ultra молодого щегольства, и Гоголь, идучи по гимназии, беспрестанно обеими руками, как будто ненарочно, раскидывал полы сюртука, чтобы показать подкладку»9.

Да и, как сейчас говорят, Николай Васильевич «по жизни» был таким, в его характере было заложено неиссякаемое желание произвести впечатление, блеснуть всеми своими достоинствами или хотя бы вообразить желанные достоинства и бесценное признание, прихвастнуть желанным, как вполне имеющим быть. Чего стоит его самоуверенное заявление маменьке: «Письма адресуйте ко мне на имя Пушкина, в Царское Село, так:

Его высокоблагородию Александру Сергеевичу Пушкину.

А вас прошу отдать Н. В. Гоголю» (27 июня 1831 года).

А вот как наш Гоголь — «щеголь, франт и волокита» выглядел в реальности.

«На вечерах Плетнева я видел многих литераторов, и в том числе А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Пушкин и Плетнев были очень внимательны к Гоголю. Со стороны Плетнева это меня нисколько не удивляло, он вообще любил покровительствовать новым талантам, но со стороны Пушкина это было мне вовсе непонятно. Пушкин всегда холодно и надменно обращался с людьми мало ему знакомыми, не аристократического круга и с талантами мало известными. Гоголь же тогда <…> казался мне ничем более, как учителем в каком-то женском заведении, плохо одетым и ничем на вечерах Плетнева не выказывавшимся <…> Он жил в верхнем этаже дома Зайцева, тогда самого высокого в Петербурге, близ Кокушкина моста, а так как я жил вблизи того же моста, то мне иногда случалось завозить его»10, — свидетельствовал А. Дельвиг (племянник поэта).

Гоголь с его острой наблюдательностью не мог не замечать подобных взглядов в свою сторону. Вот еще один пример, свидетельство графа Соллогуба:

«Молодой человек вопросительно посмотрел на меня; он был бедно одет и казался очень застенчив; я приосанился. — «Читайте, — сказал я несколько свысока, — я сам «пишу» (читатель, я был так молод!) и очень интересуюсь русской словесностью; пожалуйста, читайте». Ввек мне не забыть выражения его лица! Какой тонкий ум сказался в его чуть прищуренных глазах, какая язвительная усмешка скривила на миг его тонкие губы. Он все так же скромно подвинулся к столу, не спеша, развернул своими длинными худыми руками рукопись и стал читать. Я развалился в кресле и стал его слушать <…>

С первых слов я отделился от спинки своего кресла, очарованный и пристыженный, слушал жадно; несколько раз порывался я его остановить, сказать ему, до чего он поразил меня, но он холодно вскидывал на меня глазами и неуклонно продолжал свое чтение <…>

Признаюсь откровенно, я был поражен, уничтожен. Когда он кончил, я бросился ему на шею и заплакал. Молодого этого человека звали Николай Васильевич Гоголь»11.

Начав серьезно работать со словом, увидев его реальную власть, Гоголь, говоря языком Фрейда, сублимировал свое естественное желание нравиться, производить впечатление, блеснуть всеми своими достоинствами, пройтись перед восхищенными взглядами безукоризненным щеголем и франтом. Отныне эти свойства питают его творчество: создают неповторимый драгоценный рисунок художественной ткани прозы.

Однако это лишь предыстория.

И тут как раз время сказать еще об одной особенности Гоголя и его произведений.

Влияние собственных работ. «Первые две недели я делаю фильм, а потом фильм делает меня», говорил Федерико Феллини. Гоголя его работы продолжали «делать» на протяжении многих последующих после публикации лет.

Особенное влияние на творчество писателя, на его пристрастие к разного рода одежде, оказала «Сорочинская ярмарка», раннее произведение, открывающее сборник «Вечеров на хуторе близ Диканьки». И так же как известная фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»», так костюмная тема, зародившись в «Сорочинской ярмарке», прошла по всему творчеству писателя и достигла своего апофеоза в бессмертной повести.

Что же необходимо сказать о «Сорочинской ярмарке»?

В целом «Вечера на хуторе…» — это собрание малороссийских легенд, поверий и суеверий, художественно переработанных и стилизованных Гоголем, — благосклонно были приняты публикой, многие восхищались их свежестью и юмором. В журналах прокатилась волна полемики. Н. Полевой, который пять лет тому назад высмеял в «Московском Телеграфе» первую книжку Гоголя «Ганц Кюхельгартен», опять приводил образцы «высокопарения» пасечника Рудого Панька. Но за Пасечника-Гоголя вступилось большинство журнальных критиков. Известен более чем лестный отзыв Пушкина, который поздравил публику «с истинно веселою книгою».

Интересно также читательское мнение о «Вечерах…» Н. Языкова, сообщавшего 22 декабря 1831 года в письме брату М. Языкову: «Мне они по нраву: если не ошибаюсь, то Гоголь пойдет гоголем по нашей литературе: в нем очень много поэзии, смышлености, юмора и проч.»12.

Слова Языкова оказались пророческими.

Однако вернемся к «Сорочинской ярмарке», в которой современные Гоголю критики обнаружили более всего просчетов автора. В «Сорочинской ярмарке» костюмная тема прозвучала впервые. Первым самостоятельным магическим предметом одежды здесь стала — красная свитка, которая вначале принадлежала черту. (Свиткой в старое время называлась верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна.)

История красной свитки подается писателем как предание, в которое герои повести, приехавшие на ярмарку, со страхом верят, словно в некую идеологию. Вот это предание.

Выгнанный за какую-то вину из пекла черт пропил в шинке все, что имел с собою; пришлось ему заложить красную свитку. Заложил и сказал, что вернется за ней через год. Шинкарь рассмотрел хорошенько свитку: «сукно такое, что и в Миргороде не достанешь! а красный цвет горит, как огонь, так что не нагляделся бы!» Взял да продал проезжему пану заложенную вещь, а о сроке и позабыл было совсем. Раз, под вечерок, приходит какой-то человек: отдавай свитку мою! Тот — в ноги, признался во всем… Только свитки нельзя уже было воротить. Пана обокрал на дороге какой-то цыган и продал свитку перекупке; та привезла ее снова на Сорочинскую ярмарку, но с тех пор уже никто ничего не стал покупать у ней. Перекупка дивилась, дивилась и, наконец, смекнула: верно, виною всему красная свитка. Недаром, надевая ее, чувствовала, что ее все давит что-то. Не думая, не гадая долго, бросила в огонь — не горит бесовская одежда! «Э, да это чертов подарок!» Перекупка умудрилась и подсунула в воз одному мужику, вывезшему продавать масло. Дурень и обрадовался; только масла никто и спрашивать не хочет. «Эх, недобрые руки подкинули свитку!» Схватил топор и изрубил ее в куски; глядь — и лезет один кусок к другому, и опять целая свитка. Перекрестившись, хватил топором в другой раз, куски разбросал по всему месту и уехал. Только с тех пор каждый год, и как раз во время ярмарки, черт с свиною личиною ходит по всей площади, хрюкает и подбирает куски своей свитки. Теперь, говорят, одного только левого рукава недостает ему.

Сюжетная пружина «Сорочинской ярмарки» строится на переплетении событий фантастических и реальных. Приехавшему на ярмарку парню понравилась дочь Черевика Параска. Но не так-то просто добиться ее руки.

Тут начинается подмешивание к ярмарочной реальности фольклорной «чертовщины». В итоге — Черевик, главный герой повести, втягивается в череду таких событий, которые склоняют его выдать свою Параску замуж за парня.

Замечено, что с этой ранней повестью молодого Гоголя перекликается великое произведение зрелого писателя — «Шинель». Неспроста тут общая «обувная» фамилия главных героев — Черевика и Башмачкина. А зовут Черевика — Солопий. Что это за имя? Не созвучно ли оно такому слову как… салоп? Салоп — это, согласно словарю, широкое женское пальто с пелериной, с прорезями для рук или с короткими рукавами.

Однако от публикации «Сорочинской ярмарки» до выхода в свет «Шинели» пройдет более десяти лет, за это время будут написаны практически все его художественные произведения. И почти в каждом тема костюма будет играть одну из заметных, а часто и ключевых ролей, как бы подготавливая почву к вершине гоголевского гения. И если расположить все основные «костюмные» вещи Гоголя в хронологическом порядке — буквально в каждом произведении можно обнаружить не только перекличку с будущим знаменитым шедевром, но и, что особенно важно, растущее мастерство писателя.

Но каким же образом это небольшое сочинение оказалось столь стимулирующим для становления и развития новой, по своему даже невероятной, но подспудно уже подготовленной костюмной темы в творчестве молодого писателя?

Повторяем: Гоголя его работы продолжали, что называется — делать на протяжении многих последующих после публикации лет.

Мир Гоголя был маркирован заданными условностями «Вечеров на хуторе…» и, в частности, — «Сорочинской ярмарки». И стал сбывающейся и развивающейся реальностью того, что еще недавно было экзотическим, нереальным и даже невозможным. И случилось так, что автор нашумевших книг (две части «Вечеров…») как будто запрограммировал и себя, и действительность вокруг своего имени.

Взять хотя бы фольклорную героиню повести — красную свитку. Вещь, принадлежащая черту, согласно славянской мифологии, в огне не горит и в воде не тонет. Она неуничтожима, и от нее невозможно отделаться. Этот черт, согласно той же мифологии, имеет разновидность змея-любака, который может прикинуться лентой или бусами, лежащими на дороге; если девушка их возьмет, черт получает к ней доступ и мучит ее, пока не убьет или не изведет.

  1. Кулиш П. А. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем. В 2 тт. Т. 1. СПб., 1856. С. 6.[]
  2. Данилевский Г. П. Знакомство с Гоголем: Из литературных воспоминаний // Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников. М.: Госиздат, 1952. С. 458. []
  3. Кулиш П. А. Указ. изд. Т. 1. С. 27. []
  4.  Базили К. М. Из неизданных записок // Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 1. М., 1892. С. 241. Ср. С. 105.[]
  5.  Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. в 14 тт. Т. 10. М.-Л.: АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом), 1940. С. 83. Здесь и далее произведения Гоголя цитируются по этому изданию. []
  6. Скалон С. В. Воспоминания // Исторический Вестник. 1891. Май. С. 363.[]
  7.  Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко (Юбилейный сб.) / Ред. Н. В. Гербель. СПб., 1881. С. 195.[]
  8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т. 1. М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1956. С. 364.[]
  9. Кулжинский И. Г. Воспоминания учителя // Москвитянин. 1854. № 21. С. 5. []
  10.  Дельвиг А. И. Мои воспоминания. Т. 1. М., 1912. С. 152. []
  11. Соллогуб В. А. гр. Воспоминания. СПб., 1887. С. 112-115; Русский Архив. 1865. С. 740-742. Сводный текст. []
  12. Пушкин. Исследования и материалы. Т. XI. Л.: Наука, 1983. С. 281. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2010

Цитировать

Шкроба, Н.В. Светлый гость, или Магия костюма у Гоголя / Н.В. Шкроба // Вопросы литературы. - 2010 - №6. - C. 312-358
Копировать