Существует ли «проблема Мазепы»?
Ю. Барабаш предупреждает, что в поэме В. Сосюры нельзя искать «окончательного» решения проблемы Мазепы. Это прерогатива историков, которые, правда, пока не торопятся ею воспользоваться» 1. Никак нельзя согласиться с таким мнением критика. Историки, на мой взгляд, давно и достаточно убедительно решили «проблему Мазепы». Откроем «Мазепу» Н. Костомарова:
«Гетман Мазепа как историческая личность не был представителем никакой национальной идеи. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приемам жизни, он перешел в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь, как мы видели, к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями. Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь. Он лгал перед всеми, всех обманывал – и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности» ## Н. И. Костомаров, Мазепа, М., 1992, с.
- Ю. Барабаш, Версия, контроверсия, интроверсия…. (Поэма В. Сосюры «Мазепа» в историческом и литературном контексте). – «Вопросы литературы», 1993, вып. VI, с. 32.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.