№4, 1966/Мастерство писателя

Строй гражданской лиры. Беседу вел Е. Осетров

– Ярослав Васильевич, вы работаете в поэзии свыше тридцати лет. Перед вашими глазами прошло множество литературных судеб. Читателям журнала «Вопросы литературы», разумеется, интересно узнать, что вы думаете о современной поэзии и ее нынешнем состоянии.

– Я не могу думать и говорить о современной поэзии в отрыве от всей нашей литературы. Поэзия развивается по тем же законам, что и проза, и журнальная публицистика, и драматургия. Я считаю, что в последние годы очень крупных успехов добились наши очеркисты. Они показывают всем нам примеры подлинного вмешательства в жизнь. С удовольствием и интересом я слежу за тем, что появляется в нашей журнальной очеркистике. Публицисты внимательно и скрупулезно изучают явления, происходящие в действительности. Я даже считаю, что поэтам стоит поучиться гражданской активности у публицистов, которых полюбил обширный круг читателей. Поэтому, прежде чем назвать поэтические имена, я хочу сказать о том, что люблю и внимательно читаю статьи и очерки Сергея Крутилина, Ефима Дороша и Георгия Радов а.

– Не означает ли сказанное вами, что наша поэзия отстает от других видов литературы? Неужели вы считаете, что у нас нет поэтических имен столь же и заслуженно популярных, как названные вами очеркисты, которые в самом деле многое сделали в своей сфере?

– Нет, у нас есть отличные поэты, в чьих стихах звучат постоянно мотивы высокой гражданственности. Для меня не существует поэзии, стоящей в стороне от больших общественных тем. Быть может, вы помните, что пришлось мне однажды говорить на всесоюзном совещании молодых поэтов. Напомню, так как считаю, что сказанное выражает самое главное в моем отношении к стихам. Я очень люблю ловить рыбу, но мне как-то не приходило в голову, что о рыбалке нужно писать стихи. Я ратую за стихи социального значения, посвященные крупным событиям дня. Я не собираюсь поднимать на щит стихотворения, печатаемые в газетах и журналах как злободневные отклики. Дело даже не только в том, что к созданию злободневной публицистической поэзии нередко прикладывают руку бесталанные люди или обыкновенные халтурщики. Здесь часто неудачи постигают и добросовестных, одаренных людей. Поэт не может откликаться на каждый телефонный звонок из редакции. Он может писать стихи хорошо тогда, когда возникает тема, близкая ему, когда он знает вопрос глубоко, подробно, когда он может к сотням печатных откликов добавить свою интересную мысль.

Надо прививать вкус к хорошим газетным стихам, поддерживать поиски в этом направлении.

– Кто же у нас пишет хорошие газетные стихи, кто умеет сочетать подлинную поэзию со злободневностью и публицистичностью?

– В последние годы хорошие образцы публицистической поэзии показывает Сергей Викулов. Сошлюсь хотя бы на его стихи, напечатанные в последнем «Дне поэзии». Поэт знает отлично деревенскую жизнь и свою любовь к труженикам земли передает в запоминающихся стихах. Назову также стихи Василия Федорова… И все-таки, если говорить откровенно, никто из наших поэтов не может похвалиться тем, что сделал для литературы и жизни столько, сколько Валентин Овечкин, очень зоркий и талантливый очеркист. Его очерки, публиковавшиеся в середине 50-х годов на страницах «Правды», явились ступенькой в развитии литературы. Он в полный голос говорил о недостатках, но его публицистика носила позитивный, утверждающий характер.

Почти все стихи, которые я печатаю в своих книгах, были предварительно напечатаны в газетах. Газета – жизнь нашего времени, и я считаю недопустимым, что некоторые молодые доморощенные стихотворцы-эстеты неуважительно относятся к газетному листу. Вспомним, как интересовался Владимир Ильич Ленин поэзией, которая появлялась на страницах периодики…

– К сожалению, многие наши газетные стихи отличаются риторичностью и декларативностью. Что вы больше всего цените в стихотворной публицистике? Какие качества должны ее отличать?

– Гражданственность должна носить не внешний, а глубинный характер. В гражданственности выражается весь социальный опыт автора, видна степень его связи с народом. Я очень люблю стихи Тютчева, но для меня не столько дорога его пейзажная лирика, сколько те стихи, в которых высказаны образные мысли о родной стране, о времени, в которое пришлось жить и действовать поэту. Для меня Тютчев немыслим без следующих строк:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир.

Повторяя эту тютчевскую мысль, я думаю о годах, которые нам – теперь уже людям старшего поколения – пришлось пережить. Эти годы вместили в себя и пятилетки, и Великую Отечественную войну, и послевоенный период, и XX съезд партии.

Поэзия Блока, к примеру, пользуется у нас широчайшей популярностью. Мы любим и ценим блоковскую «Незнакомку» и «Стихи о Прекрасной даме». Но мы не можем представить себе Блока без «Двенадцати», – этой поэмой открывается одна из первых страниц истории советской поэзии, поэзии нового мира. Поэзия Блока широка, его можно воспринимать по-разному. Лично для меня Блок ценен и дорог своими гражданскими мотивами.

Любовная лирика Сергея Есенина очень хороша, и все мы с наслаждением повторяем строки о нежной Шаганэ. Но Есенин как крупнейший поэт 20-х годов, да и всего нынешнего века, немыслим без «Анны Снегиной», без поэмы об Емельяне Пугачеве, без произведений, в которых высказаны самые затаенные раздумья поэта о судьбе своей родины и народа.

Мне выпало счастье лично знать Эдуарда Багрицкого.

Цитировать

Смеляков, Я. Строй гражданской лиры. Беседу вел Е. Осетров / Я. Смеляков, Е. Осетров // Вопросы литературы. - 1966 - №4. - C. 123-128
Копировать