Страничка воспоминаний («Савва» Леонида Андреева и «Мы» Владимира Кириллова)
«Мы», быть может, самое знаменитое, самое шумное из произведений «пролетарской» поэзии 20-х годов. О нем много писали, его часто исполняли с эстрады, еще чаще его восторженно декламировали в молодежных общежитиях, а то и просто дома, в скудном и суровом быту времен гражданской войны.
Советское литературоведение давно уже объяснило стихотворение «Мы», его истоки, его идейный смысл. Оно восходит прежде всего к пролеткультовской концепции культуры, искусственно возводимой взамен подлежащей уничтожению старой, буржуазной и дворянской. Оно родственно настроениям некоторых группрадикальной интеллигенции (в том числе и футуристов), также охотно выбрасывавших классику за борт. Называют и повод, толкнувший Владимира Кириллова к созданию его эпатирующего манифеста. «По свидетельству вдовы поэта, – рассказывает 3. Паперный, – стихотворение «Мы» написано под непосредственным впечатлением от заявления А. В. Луначарского о выходе в отставку в знак протеста против повреждения древних памятников русской культуры от снарядов (во время боев в октябре 1917 г. против юнкеров, засевших в Кремле)» 1,
Представляется возможным указать и на литературный источник оды Кириллова. Я имею в виду драму Леонида Андреева «Савва» (с подзаголовком: «Ignis sanat» – «Огонь лечит»).
Драма была написана в 1907 году. Ее герой, давший наименование всей пьесе, – анархист-индивидуалист. Он вознамерился взорвать чудотворную икону, чтобы одним террористическим актом уничтожить веру в бога, веру в богом санкционированное государство, чтобы срыть все до основания, «до голой земли» и на ней построить новую жизнь.
Сообщник предал Савву, и монахи перехитрили его. Они тайком вынесли икону из церкви, а после взрыва поставили ее, целую и невредимую, на место. Явилось новое «чудо». «Бог» победил, а посрамленный Савва был убит разъяренной толпой изуверов.
«Савва» входил в репертуар пролеткультовских театров первых лет революции. Я был на премьере в Тульском театре под новый 1919 год. Премьера прошла с большим успехом. «Савва» упоминается в пьесе Анатолия Глебова2 «В далекие дни», косвенно подтверждая ее популярность.
Можно понять, чем драма Андреева прельстила пролет культовских руководителей. Ее выпирающая наружу идея – это бессилие одинокой личности, сколь бы самонадеянна и решительна она ни была.
- Статья «Пролетарская поэзия первых лет советской эпохи». Предисловие к книге «Пролетарские поэты первых лет советской эпохи», «Советский писатель» («Библиотека поэта», Большая серия), Л. 1959, стр. 29.[↩]
- Автора известных в свое время пьес: трагедии «Загмук» и драмы «Инга».[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №7, 1977