№8, 1982/Обзоры и рецензии

Сто лет скандинавской литературы

В. П. Неустроев, Литература Скандинавских стран (1870 – 1970), М., «Высшая школа», 1980, 279 с.

Книга В. Неустроева «Литература Скандинавских стран (1870 – 1970)»-итог многолетних исследований ключевых проблем литературы северного региона. Хотя об отдельных скандинавских писателях, особенно об Ибсене, написано много работ, лишь книге В. Неустроева удалось выполнить роль обобщающего труда по литературам стран Северной Европы последнего столетия. В ней тщательно исследуется историко-литературный процесс в Норвегии, Дании,

Швеции и Исландии с 70-х годов прошлого века до 70-х годов нынешнего. Именно в этот период скандинавская литература получила мировую известность благодаря таким мастерам, заслужившим международное признание, как Ибсен и Стриндберг.

Не замыкаясь на локальном материале, В. Неустроев исследует литературу и культуру Скандинавии, столь непохожую на другие, в контексте мировой литературы, в связи с общественной и духовной жизнью Европы, ставит и решает проблемы, характерные для всей западной литературы, актуальные для современной литературоведческой науки. Анализируя связи скандинавского и европейского искусства, автор книги одновременно решает и общетеоретические проблемы литературных взаимосвязей. «На протяжении всей своей истории, – пишет ученый, – скандинавы подтверждают тот факт, что каждая национальная культура вносит неповторимый вклад в сокровищницу культуры мировой» (стр. 6). Особенно интересны страницы, повествующие о взаимодействии культур Скандинавских стран и России. (Речь идет о Толстом, Достоевском, Тургеневе, Чехове.)

Общественно – философская, духовная жизнь анализируемого периода развивалась, как показывает В. Неустроев, под влиянием великих исторических событий. Парижская коммуна, первая русская революция, Великая Октябрьская социалистическая революция, строительство новой жизни в странах социалистического содружества – все это во многом определило своеобразие историко-литературного процесса в каждой отдельной Скандинавской стране и во всей Европе.

Центральное место в монографии уделено такой важнейшей теоретической проблеме, как формирование реализма в конце XIX – начале XX века и его соотношение с натурализмом, неоромантизмом и другими нереалистическими направлениями. В. Неустроев справедливо подчеркивает, что эти направления вступили «не только в борьбу между собой и реализмом, но и во взаимодействие. Однако, естественно, ни реализм, ни модернизм не были «безбрежными» (стр. 11).

Подробно разбирая ведущие литературные направления, методы, жанры, В. Неустроев выявляет внутреннюю логику их развития, обусловленную исторической ситуацией в Скандинавских странах и традициями национального искусства. В книге наглядно раскрывается движение идей и художественных форм в литературах Северной Европы, передается их национальная специфика и творческое своеобразие. Автор работы дает ясно почувствовать, что лучшие творения скандинавских писателей отличаются глубиной психологического анализа, остротой конфликтов, напряженностью действия, смелостью обобщений.

Немало нового вносит В. Неустроев в разработку проблем романтизма. Автор исследует исторические и философские истоки течения, отмечает его роль в формировании реалистического искусства Ибсена и Бьёрнсона. Плодотворна мысль о том, что романтическое искусство активно осваивает традиции классицизма XVII-XVIII веков.

В книге рассмотрены разные варианты романтической идеологии и культуры, в том числе и киркегоровский, оказавший влияние на становление философии экзистенциализма. В. Неустроев дает объективный анализ философско-эстетических воззрений, эссеистики и романного творчества Киркегора, пишет о том, что крупному мыслителю были свойственны как агностицизм, так и резкое неприятие буржуазного образа жизни. Однако о других скандинавских романтиках говорится очень лаконично. Например, Хансу Кристиану Андерсену – центральной фигуре в литературе датского позднего романтизма – уделено лишь полторы страницы. Не выявлено своеобразие романтических сказок писателя, принесших ему мировую славу.

В поле зрения автора книги – большой круг мастеров критического реализма, начиная от Ибсена и Стриндберга и кончая малоизвестными писателями. Создавая многоцветную панораму литературной жизни Дании, Швеции и Норвегии, В. Неустроев убедительно показывает, насколько разнообразно по своим стилевым, жанровым и структурным особенностям реалистическое искусство XX века. Здесь и традиционное изображение жизни «в формах самой жизни», и обращение к мифу, притче, условной манере повествования, гротеску, широким философским обобщениям, документализму. В авангарде реалистического искусства Скандинавии стал норвежский реализм, вершиной которого является творчество Бьёрнсона и Ибсена. В книге В. Неустроева отчетливо выявлено мировое значение театра Ибсена (кстати, глава об Ибсене представляется одной из лучших), создавшего пьесы, которые во многом послужили образцом для драматургов Европы нашего столетия. Аналитическая, социально-психологическая драма Ибсена находится у истоков современного интеллектуального театра – театра Шоу, Брехта, Фриша.

В. Неустроев прослеживает эволюцию норвежского драматурга – от романтических аллегорий ранних пьес до Сложной символики позднего творчества. Опираясь на труды советских и зарубежных ученых, автор исследования считает, и с ним нельзя не согласиться, что реалистический театр Ибсена – это «явление удивительно цельное и сложное» (стр. 46).

Историко-эстетический принцип, положенный в основу рецензируемого труда, помогает В. Неустроеву раскрыть сложную взаимосвязь социально-общественных, идеологических и эстетических факторов. В этом смысле особенно ценно то, что ученый выявляет значение социалистических идей, оплодотворивших творчество виднейших скандинавских художников. Ибсен, Бьёрнсон, Стриндберг, Брандес увидели в пролетариате огромную созидательную силу, творца истории. Лучшие драмы Бьёрнсона, например пьеса «Свыше наших сил», создавались под воздействием рабочего движения, в них были поставлены жгучие вопросы современности. В. Неустроев цитирует примечательные слова Ибсена о том, что он «приходил при разработке некоторых вопросов, бессознательно и совершенно не стремясь к этому, к тем же выводам, к каким приходили социал-демократические философы-моралисты путем научных исследований» (стр. 56 – 57).

В. Неустроев сознательно избегает однозначных или прямолинейных определений, устоявшихся формул. Он прежде всего опирается на факты, на тщательно проанализированные художественные тексты. Диалектична, на наш взгляд, его точка зрения на Стриндберга. Он обоснованно оспаривает традиционное мнение, согласно которому поздний период деятельности Стриндберга считается декадентским. Исследователь убедительно доказывает, что такая оценка противоречит действительным фактам идейного и художественного развития драматурга на рубеже веков.

Увлеченно пишет В. Неустроев о Мартине Андерсене-Нексе, чья большая и прекрасная жизнь является примером беззаветного служения идеалам революционного гуманизма и коммунизма. Путь Нексе к социалистическому реализму, его романы «Дитте – дитя человеческое» и «Мортен Красный» наиболее полно и выразительно отражают искания и борьбу пролетарских писателей Дании и других стран. «Отнюдь не является случайностью, – писал Вилли Бредель, – что два пролетария, два самоучки – Максим Горький и Мартин Андерсен-Нексе – стали провозвестниками нашего времени.

Не случайно также, что в их произведениях человек и все действительно человеческое воскресли в новом, чистом звучании» (стр. 127).

В. Неустроев внимательно изучает становление Нексе – революционного борца и пролетарского художника, который всегда находился на передовой линии истории. Уже в первом своем романе-эпопее «Пелле-Завоеватель» (1906- 1910) он вдохновенно изобразил людей труда. Не случайно этот роман понравился В. И. Ленину. В творческой судьбе Нексе большую роль сыграли Великая Октябрьская революция, антифашистская борьба, в которой он принимал самое деятельное участие. Его голос звучал с трибуны Международного конгресса в защиту культуры в 1937 году. На этом конгрессе в Мадриде он был избран почетным председателем 22 марта 1938 года именем Нексе был назван один из батальонов интербригады. Эти и многие другие факты, приведенные в книге, воссоздают яркий, запоминающийся образ писателя-интернационалиста, верного друга Советского Союза.

Ясное представление о формировании пролетарской литературы в Скандинавии дают очерки о Х. Кирке и Х. Шерфиге, которых роднит коммунистическая убежденность, принципиальная критика основ буржуазного строя и пристальное внимание к судьбам народа. В годы нацистской оккупации они стойко выдержали испытания и мужественно сражались с фашизмом. Пафос этой борьбы ощущается в их творчестве. Он звучит особенно остро в прозе Ханса Шерфига 60-х годов. Его роман «Фрюденхольм» – не только роман-воспоминание, но и роман-предупреждение. В своих статьях об искусстве Шерфиг пишет о богатстве литературы, вдохновляемой идеями социализма.

Норвежской поэзии Сопротивления правомерно уделена отдельная глава. В центре ее – героическая поэзия Нурдала Грига, который еще в 30-е годы вел активную общественно-публицистическую и литературную деятельность, всю жизнь отдал антифашистской борьбе. Идеи Сопротивления живы, как показано в книге, и в современной литературе, ибо жива опасность возрождения нацизма и возникновения новой войны.

В монографии В. Неустроева, разумеется, представлены не только писатели социалистического направления. Перед читателем развертывается картина борьбы и взаимодействия самых различных методов и течений, и прежде всего – реалистических и модернистских. «В сложных и нередко противоречивых отношениях – в сферах реализма и модернизма – находятся не только идеи, но и художественные формы» (стр. 269), – замечает автор. В книге присутствуют и писатели философско-религиозного течения, и школы «потока жизни», и мастера психологического романа (например, Сигрид Унсет, Кнут Гамсун). На творчестве Гамсуна исследователь останавливается подробнее. Указывая на эстетическую ценность лучших произведений писателя, В. Неустроев говорит в то же время о его глубоко противоречивом отношении к действительности, о сотрудничестве Гамсуна в годы второй мировой войны с оккупантами. В конце главы приводятся меткие слова Тура Хейердала: «Время не реабилитировало его как политика. Но книги его живут» (стр. 159).

Заключительный раздел книги, озаглавленный «В середине двадцатого», примечателен тем, что в нем современные проблемы развития литературы постоянно соотносятся с классическими традициями. И в то же время В. Неустроев подчеркивает, что в наши дни неизмеримо возросла ответственность писателей за судьбы мира. Наиболее полно эта мысль выражена в очерке о жизни и творчестве выдающегося исландского писателя Х. Лакснесса.

К сожалению, отдельные главы монографии непропорционально сжаты по отношению к другим, носят информативный характер. Например, глава «Формирование реализма и символизма» (в шведской литературе) занимает всего полторы страницы. А вопросу «Становление норвежской национальной литературы. Значение раннего романтизма» отведено только три страницы. Думается, происходит это из-за слишком большого количества рассматриваемых имен и явлений.

г. Саратов

Цитировать

Мандель, Е. Сто лет скандинавской литературы / Е. Мандель // Вопросы литературы. - 1982 - №8. - C. 263-267
Копировать