Среди журналов и газет
РАННИЕ СТАТЬИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА. В архиве поэта Льва Озерова хранятся две статьи Пастернака – это по существу рецензии: на книгу Николая Асеева «Оксана»(стихи 1912 – 1916 годов) и на книгу Владимира Маяковского «Простое как мычание»(1916). На обороте последней страницы рукописи рецензии на книгу Маяковского крупным почерком написано: «Это подлинная рукопись Б. Л. Пастернака, подготовленная для Третьего Сборника Центрифуги – и я, С. П. Бобров, дарю ее на память Льву Адольфовичу Озерову. 23 апреля 1969 г. Сергей Бобров».
Об этом рассказывает в предисловии к осуществляющейся на страницах журнала «Простор»(1990, N 2) публикации этих рецензий Пастернака Лев Озеров. «Крупный летящий почерк Бориса Пастернака, еще не установившийся, устанавливающийся, старая орфография. Подпись еще не похожая на зрелую и позднюю, более робкая, чем та, которую мы привыкли видеть. Обе рецензии подготовлены к изданию (Третий Сборник Центрифуга). На одной (Асеев) зеленым карандашом в правом верхнем углу проставлены цифры – 108 – 114, на другой – 181а – 181г, т. е. страницы рукописи, сдаваемой в набор.
Итак, перед нами ранний Борис Пастернак, пишущий о ранних Николае Асееве и Владимире Маяковском. Эти статьи должны прочитываться в контексте всего раннего творчества Пастернака. Современный читатель вправе знать: в зрелые годы поэт настойчиво утверждал, что не любит своего стиля до 1940 года (в разных вариациях и в разное время я слышал об этом от него самого). «Я во всем искал не сущности, а посторонней остроты». Одному из своих иностранных корреспондентов Борис Пастернак писал: «Начал я поздно и посредственно, принят был не по заслугам сочувственно, но дело не в этом. Дело в том, что то, с чего я начал, я подверг в самое последнее время коренной переработке».
Поэт никогда не возвращался, к этим своим ранним статьям, считая их или пропавшими, или потонувшими в архивах Центрифуги.
Рецензируемая Пастернаком книга Асеева «Оксана»являлась первой итоговой книгой поэта. В нее вошли стихи из сборников «Ночная флейта»,»Зор»,»Леторей»,»Ой кониндан окейн»; к ним добавлено еще тринадцать новых, впервые печатавшихся стихотворений. «Рецензия на «Оксану»Николая Асеева, – пишет Л. Озеров, – написана в манере, характерной для Бориса Пастернака начальной поры: намеки, рассчитанные на мгновенную понятливость читателя, утонченность анализа, субъективность восприятия родственного художника».
Можно добавить, что несколько ранее, в 1914 году, с предисловием Николая Асеева вышла первая книга Бориса Пастернака «Близнец в тучах».
«Николай Асеев. Оксана. Стихи 1912 – 1916 гг. Он сложен и замысловат; это – неважно. Он талантлив и творчески безупречен; – важно это.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.