№3, 1992/Хроника

Среди журналов и газет

«СОВЕТСКИЕ АРХИВЫ» ЗА 1990 ГОД. В N 1 публикуется материал А. Асташова «Н. С. Гумилев в Петербургском университете». Сведения о годах учебы Гумилева очень противоречивы. Согласно им, поэт лишь в двадцать лет окончил Царскосельскую гимназию, поступил и не закончил обучение в Сорбонне и Петербургском университете, будучи в армии в 1916 году не сдал экзамены в кавалерийское училище. С другой стороны, биографы пишут о чтении Гумилевым по его возвращении в Петроград после революции лекций в Пролеткульте и Институте живого слова, ведении занятий в студиях Балтфлота, Доме искусства и студии переводов при издательстве «Всемирная литература».

В связи с этим понятен интерес к сведениям об обучении поэта в Петербургском университете. Биографы сообщают, что Гумилев поступил в университет для изучения старофранцузской поэзии и что в ходе занятий посещал «пушкинский семинарий» А. С. Венгерова.

Недавно в ЦГВИА СССР при научно-технической обработке фонда 5-го Каргопольского драгунского полка был обнаружен бланк записи лекций студента С.-Петербургского университета Н. С. Гумилева (фактически его зачетная книжка) за 1912 – 1914 годы, а также два свидетельства (медицинское и о политической благонадежности).

Дело представляет собой сшитую тетрадь; на обороте ее обложки веревочками закреплена фотография с удостоверяющей личность Гумилева записью пристава полицейского участка Царского Села.

После титульного листа книжки записи лекций подшиты два указанных выше свидетельства, а далее следуют листы книжки с перечнем дисциплин и предметов, преподававшихся на историко- филологическом факультете Петербургского университета, и собственноручная поэта запись дисциплин, лекции по которым слушал Гумилев.

Титульный лист бланка записи лекций Н. С. Гумилева свидетельствует, что он поступил на романо-германекое отделение историко-филологического факультета университета 12 октября 1912 года.

Для занятий в университете нужно было записаться на лекции и практические занятия. В первом полугодии, как видно из документа, Гумилев записался на 26 часов по 10 предметам, из которых общеобразовательных было только 4. Однако уже с самого начала у студента Гумилева начались нелады, связанные со слабым знанием древних языков, в результате чего он не смог сдать экзамен осенью 1912 года и должен был «для усовершенствования языков» поступить на подготовительные курсы Холодняка по латинскому языку и Придика – по древнегреческому. По этой же причине Гумилев не был допущен ни к одному из других экзаменов и мог принять участие в течение первого года лишь в одном просеминарии – по староиспанскому языку. 1 апреля 1913 года он получил зачет по этому предмету, оказавшийся единственной известной отметкой о его учебе в университете. А уже 7 апреля Гумилев отправился в свою третью поездку в Африку.

Вернувшись из путешествия, Гумилев в октябре записался на лекции третьего семестра, и опять лишь на один семинарий, запись об уплате за которые сделана 18 октября.

Весной 1914 года, вероятно в марте, Гумилев записался на занятия четвертого семестра, но не оплатил их. Видимо, он прекратил посещать лекции, о чем свидетельствует запись на титульном листе зачетной книжки, сделанная не позднее июля 1914 года: «бывший студент».

В N 3 А. Евстигнеева поместила сообщение «Документы Б. Л. Пастернака в ЦГАЛИ СССР».

Это прежде всего личный фонд Пастернака, которому присвоен N 379, пишет автор. Фонд был образован в 1941 году, когда в архив поступило всего несколько документов: рукопись «Детство Люверс», «Автобиография» (1932), письмо, переданные К. Л. Зелинским. В дальнейшем фонд продолжал расти за счет новых поступлений от А. Е. Крученых, Л. Я. Леонидовой, С. П. Щипачева и др.

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1992 - №3. - C. 377-380
Копировать