Как называется такая операция?
В критике часто раздаются голоса, осуждающие излишнюю резкость и грубость, допускаемую в оценке литературных произведений. Однако бывают критические выступления, в которых нет грубых выражений, но, право же, любое грубое, даже непотребное выражение покажется изысканной корректностью при сравнении с таким обращением со взглядами и текстом критикуемого автора, в результате которого сам автор никак не может узнать свои взгляды и свой текст. В таком обращении как раз и состоит критическое своеволие. Примером его могут служить полемические заметки Лен. Ивановой «Если критика субъективна…», опубликованные в газете «Литература и жизнь» (26 октября 1960 года) и посвященные главным образом разбору моей статьи «Жизнь образа» («Вопросы литературы», 1960, N 10).
Было бы утешением, если бы совершенно очевидное и откровенное извращение смысла и характера статьи «Жизнь образа», осуществленное Лен. Ивановой, можно было объяснить тем, что статьи Лен. Иванова не поняла, – непонимание не всегда, вина, а часто только беда. Но в старательности и систематичности, с какой обойдены основные положения статьи, в заботливости, с какой отделяются некоторые ее частные и второстепенные замечания, дополнительные к основным, и выдаются за самые важные и единственные, в последовательной направленности искажений смысла статьи отчетливо улавливается понимание того, насколько этот смысл не согласуется с заготовленным приговором статье и как убийственно было бы сколько-нибудь добросовестное воспроизведение ее содержания для этого приговора.
Приговор состоит в том, что автор статьи «Жизнь образа», «не выходя из литературного ряда, оставляет не разрешенным главный вопрос критики: истинна ли идея художественного, произведения», и что статья, написанная с субъективистских «с формалистическим оттенком» позиций, порождает «странное «внереальное» ощущение».
Не заметить, что автор «Жизни образа» в своих рассуждениях все время отправляется от жизненного материала, отраженного в разбираемых им произведениях, взвешивает, правильно ли и ради чего он отражен и каковы способы этого отражения, совершенно невозможно. Совершенно невозможно не заметить, пропустить и оценки идеи произведения, так как они даются чуть ли не на каждой странице: скажем, о рассказе «Запах сена» С.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.