№10, 1973/Хроника

Среди журналов и газет

ГОРЬКИЙ И ХАРЬКОВ. Статью под таким названием (автор Л. Шульга) опубликовала газета «Красное знамя» (Харьков, 28 марта 1973 года). В Харьковском областном государственном архиве, сообщается в статье, находятся документы, связанные с Горьким.

Это шифрованная телеграмма от 8 ноября 1901 года харьковскому губернатору от шефа жандармов генерал-майора Трепова, в которой сообщалось: «Почтовым из Москвы в Крым проезжает писатель Максим Горький, по пути возможна демонстрация». Харьковская полиция была поставлена на ноги. Вот что сообщал губернатор в телеграмме директору департамента полиции царского министерства внутренних дел: «Предупрежденный генералом Треповым о проезде Горького, я распорядился студентов на вокзал вовсе не пускать. Тогда они, около 80 человек, собрались на мосту, под которым проходил отходящий поезд, с вероятною целью крикнуть «ура», но из локомотива было на них пущено такое количество горячего пара, что они были вынуждены разбежаться. Небольшая их часть, идя по Сумской, смешалась с выходящей из театра публикой, причем кем-то, личность коего в массе невозможно было установить, камнем были выбиты два окна в редакции «Южного края».

В архиве хранится также протокол торжественного заседания расширенного пленума Харьковского городского Совета (в июле 1928 года), посвященного приезду Горького в Харьков. Ораторы, выступавшие на заседании, горячо приветствовали писателя, вернувшегося на родину после длительного пребывания за границей. В ответном слове Горький сказал:

«У меня, товарищи, очень трудное положение – возвратить вам назад хотя бы половину той радости, которую вы мне даете, хотя бы небольшую часть той силы, которой вы меня насыщаете. Я не могу говорить, я не оратор… У меня такое ощущение, как будто я попал в какую-то освежающую струю, как будто бы попал в реку той живой воды, о которой говорится в сказках. Да, да в сказках. Я прожил лет так шестьдесят не очень легкой жизни, не совсем здоров, и приехал сюда в состоянии несколько утомленном. Но, побывав в Москве и еще кое-где, гляжу на вас и чувствую себя молодым человеком. Очень может быть, что это немного смешно, но это факт, когда смотришь на всю эту духовно омоложенную страну, которую я знал совсем иной…»

Затем Горький поделился своим впечатлением от строившегося тогда в городе здания Госпрома:

«- Я видел то здание, которое строится здесь в Харькове. Вообще этот стиль архитектуры мне неприятен. Но в этом здании изумительная гармония. В нем выражается какой-то очень крепкий и очень мощный дух рабочего народа, что-то очень прямое, что-то очень устойчивое, очень твердо вросшее в землю. И вот, дорогие товарищи, мои милые люди! Вот вы везде, всюду так крепко, так высоко и так широко строите, так и постройте! Привет вам, привет вам».

ПОЭМА О ПЕРВОЙ КОННОЙ. В заключительной речи на Первом Всесоюзном съезде советских писателей Горький, как известно, говорил о том, что следовало бы организовать в Москве «Всесоюзный театр», который показал бы на сцене, в драме и комедии, жизнь и быт национальных республик в их историческом прошлом и героическом настоящем. Более конкретно идею создания массовых героических зрелищ Горький высказал в апреле 1935 года во время встречи с группой украинских советских писателей. Он призывал «подготовить мощные оратории и сатирические буффонады, в которых бы синтетически были представлены все искусства».

В середине 30-х годов к А. Корнейчуку обратилась администрация Центрального парка культуры и отдыха имени Горького в Москве с предложением принять участие в создании текста «героического зрелища» о рейдах Первой Конной армии. И. Дузь, автор статьи в журнале «Радуга» (1973, N 4), рассказывает о своей беседе по этому вопросу с А. Корнейчуком. «Я с большой радостью принял это предложение, – рассказывал писатель. – Говорю «с радостью», ибо было это непосредственно после встречи с великим Максимом Горьким, который так страстно выдвигал и аргументировал идею создания к 20-летию становления Советской власти монументальных сценических произведений. Он обращал наше внимание на героику гражданской войны, говорил о Клименте Ефремовиче Ворошилове, об Александре Пархоменко, Михаиле Фрунзе, Сергее Лазо и особенно о Семене Михайловиче Буденном и его Первой Конной армии. Я был под сильным впечатлением от этой исторической встречи – и вдруг предложение: создать героическое зрелище… Мы вместе с А. Иркутовым принялись за работу».

В начале июня авторы читали свое произведение участникам гражданской войны, бывшим буденновцам – красноармейцам. Пьеса «Идут буденновцы» в целом получила положительную оценку. Над сценическим воплощением пьесы в июле 1935 года начал работать А.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №10, 1973

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1973 - №10. - C. 303-306
Копировать