№2, 1973/Хроника

Среди журналов и газет

АВТОР «ДНЕВНИКА КОСТИ РЯБЦЕВА» О ГОРЬКОМ. В журнале «Памир» (N 4 за 1972 год) опубликованы хранящиеся в ЦГАЛИ материалы из архива писателя Н. Огнева, посвященные М. Горькому.»Горький так огромен, что и говорить о нем как-то боязно… – говорится в черновике выступления автора «Дневника Кости Рябцева» перед детьми в 1932 году. – Произведения Горького совсем не та литература, какую я знал раньше. Литература Горького была литературой о жизни. Ведь его героев – Ваську Пепла, супругов Орловых, Артема – всех их я знал под другими именами на нашей улице. Горький настойчиво твердил, что все они – люди. И не просто люди, а люди протеста. Вообще, когда читаешь у Горького восхваление Человека с большой буквы, нужно помнить, что Горькому дорог не просто человек, не каждый человек. Ведь Горький не христианин с его любовью к ближнему. Нет, человек Горького – это человек протеста, человек борьбы. И сам Горький – человек борьбы. Каждое его произведение – удар по какому-нибудь врагу. Вся жизнь Горького – это борьба за лучшее будущее человечества, за социализм… Вот сейчас Горький ведет борьбу против войны, в защиту Советского Союза. Ведет гневно, страстно, неустанно… Уже давно имя Горького стало маяком для трудящихся всего мира. И сорок лет творчества не только не ослабили художественной мощи Горького, но усилили эту мощь, как усилили жажду борьбы за угнетенных – до конца».

Второй приведенный в журнале горьковский документ Н. Огнева – черновик приветственного письма в связи с 40-летием литературной деятельности основоположника советской литературы.

Третий документ – отрывок из неопубликованной статьи Н. Огнева, в которой говорится о воздействии Горького на формирование его мировоззрения. «В начале века, – пишет Огнев, – я был подростком. Я уже искал литературных путей: в этом возрасте влияния в большей мере определяют дальнейшую жизнь. Могу сказать общо: Горький во мне перешиб Достоевского. Не «смирись, гордый человек», – «бунтуй, бодрый юноша» вошло в меня вместе с «Песней о Буревестнике», Так и остались во мне навсегда: – Бодрость, Радость к жизни и труду…»

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ГРУЗИИ. Иван-да-Марья – под этим псевдонимом во второй половине XIX века почти тридцать лет выступали в грузинской печати супруги И. и А. Тхоржевские. Они были поэтами, превосходными переводчиками произведений грузинских писателей на русский язык. И. Тхоржевский, пишет в газете «Вечерний Тбилиси» (29 июля 1972 года) Б. Пирадов, был известен и как блестящий публицист, организатор ряда выходивших в Тифлисе передовых сатирических журналов – «Фаланга», «Гусли», «Аргонавт». «Фаланга» явилась первенцем русской художественной и сатирической журналистики в Грузии. Н. Николадзе писал: «Фаланга» по содержательности своей стоит несравненно выше всех подобных столичных изданий… «Фаланга» имеет литературную силу, какою не располагает ни одно такого рода издание». Первый номер журнала вышел в ноябре 1880 года, а через год он был запрещен цензурой за «наглое и дерзкое глумление над правительственными постановлениями», а также над «священной особой» самого императора.

Не прошло и месяца, как под редакцией того же Тхоржевского начал выходить новый сатирический журнал «Гусли».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1973

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1973 - №2. - C. 316-321
Копировать