№3, 1995/Мозаика

Среди журналов и газет

«РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ» – под таким названием вышел первым том «Ученых записок Смоленского гуманитарного университета»; составитель и редактор В. С. Баевский. Открывается новое издание материалами, посвященными памяти Юрия Михайловича Лотмана. Из архива публикуется речь Лотмана при открытии научной конференции «Великая французская революция и пути русского освободительного движения» (Тарту, 15 декабря 1989 года). Публикация В. Баевского и Э. Котовой.

В архиве Баевского находятся 35 писем Лотмана (некоторые написаны совместно с З. Г. Минц), 23 письма З. Г. Минц и 5 записок Лотмана, переданных В. Баевскому во время различных научных конференций. Для публикации в новом издании отобраны десять наиболее значимых.

Памяти Лотмана посвящены воспоминания Л. Горелик – «Осень в Тарту», О. Левченко – «Три встречи с Ю. М. Лотманом», Э. Береговской – «Для меня это лучшее место на земле» (Ю. М. Лотман, каким он остался в моей памяти)», В. Баевского – «Elan vital», а также статья Г. Меркина «Адресовано учителям и детям».

В разделе «Миф и фольклор» помещена статья М. Капрусовой «Дерево – двойник человека в мифологической и народно- поэтическойтрадиции». Задаче всестороннего изучения искусства слова служат статьи, помещенные в разделе «Стилистика и теория текста»: «Чем больше голова, тем сильнее мигрень» (Функционально-стилистическая характеристика однофразового текста)» Э. Береговской и «Стихотворная цитата в тексте» В. Баевского.

Центральную часть тома занимают труды по истории русской поэзии XVIII – XX веков. Это статья Г. Ермоленко «Жанровая пародия в творчестве А. П. Сумарокова» и О. Левченко «Балладные пространственные структуры в «Медном Всаднике» А. С. Пушкина».

«Неизвестные стихотворения С. Е. Раича» подготовлены к публикации Б. Меркиным. «Стихотворения С. Е. Раича (1792 – 1855) никогда неиздавались особой книгой и не собраны, – пишет публикатор во вступлении. – Они печатались в альманахах и журналах первой половины XIX века. Некоторые стихотворения не были опубликованы и остались в рукописях. Между тем Раич был интересным и самобытным поэтом». Б. Меркин знакомит с пятью архивными стихотворениями Раича: «Аще око твое просто, и все тело твое светло» (РО ИР ЛИ (ПД) РАН), «Вы едете в страну Торквато…» (ЦГАЛИ), «Есть в сердце уголок уютный…» (ИРЛИ), «Пусть над растлившимся Востоком…» (ИРЛИ) и «Русь – отчизна дорогая» (ИРЛИ). За публикацией следует статья Б. Меркина «Архаист-новатор (Некоторые особенности поэтической системы С. Е. Раича)». Рассмотрение проблем истории поэзии продолжено в работах В. Баевского «Бальмонт!» и Л. Павловой «Парадигмы образа «ТЫ» в книге Вяч. Иванова «Эрос» (Между Ницше и Фрейдом)».

Следующий архивный раздел знакомит с еще одной публикацией – «Свечой перед Господом. Леонид Дмитриевич Семенов-Тян- Шанский «Грешный грешным» (публикация В. Баевского). Итог поэтического творчества Л. Д. Семенова первой половины 1900-х годов был подведен в «Собрании стихотворений», изданном в Петербурге в 1905 году, а с 1910 года Семенов вообще перестал печататься. Вместе с тем он не переставал заниматься литературным трудом до самой своей трагической кончины в 1917 году. Начиная с 1906 года Семенов работает над мемуарным романом о России в революции и о судьбах вовлеченных в нее людей. «Основным стержнем замысла, вобравшим в себя и кое-что из опубликованного, является сложный по своему характеру текст «Грешный грешным», – пишет В.

Цитировать

Среди журналов и газет // Вопросы литературы. - 1995 - №3. - C. 378-382
Копировать