№4, 1976/Хроника

Среди журналов и газет

РЕЧЬ ТВАРДОВСКОГО. Н. Дворниченко напоминает в газете «Забайкальский рабочий» (Чита, 21 ноября 1975 года), что в этой газете от 19 октября 1949 года была напечатана небольшая корреспонденция «Московские писатели в Чите». В ней говорилось о приезде в город для участия во второй областной конференции забайкальских писателей представителей Правления Союза советских писателей, в том числе А. Твардовского. В последующих номерах газета информировала читателей о выступлениях московских писателей перед молодежью, колхозниками села Долгокыча.

25 октября состоялось открытие писательской конференции, на которой с приветствием от имени Правления СП СССР выступил Твардовский. Сохранилась стенограмма другой его речи на конференции, ранее не печатавшейся. Вот несколько выдержек из этого выступления Твардовского, опубликованных спустя 26 лет газетой «Забайкальский рабочий»:

«Я сегодня хочу продолжить тот разговор, который я начал в своем приветственном слове при открытии конференции. Речь шла тогда об обращения к материалу края, к почвенному, так сказать, материалу. И это отнюдь не ограничение творческих возможностей писателей, как это понял один из товарищей, выступивший на конференции. Это неверно. Неверно потому, что весь опыт нашей советской литературы и вся великая русская классическая литература говорят о том, что без почвы, без места ничего значительного в искусстве не получится.

Возьмем «Разгром» и «Последний из удэге» Фадеева – это наша советская классика, как и «Тихий Дон». Но первый отличительный признак, который вы там увидите, – это колорит, от этих книг действительно пахнет Дальним Востоком, его природой, бытом, своеобразным жизненным укладом, который неотделим от того исторического момента, который положил основу этих произведений.

Иными словами, у хорошего писателя всегда есть свой край, свой город, своя река – это отличительные черты настоящего художника. А у заурядного писателя (этим его творчество и характеризуется) вы не поймете, откуда он родом, что любит – север или юг, степь или горы, а у хорошего писателя вы это со всей отчетливостью всегда увидите. Поэтому можно говорить, что Волга – река Некрасова, Волга текла и до Некрасова, но в духовном нашем мире, в нашем представлении существовала другая Волга до того, как великий русский поэт представил нам ее. То же можно сказать и о Днепре – о реке Шевченко: он ее подарил нашему душевному миру, он дал нам поэтическое представление о ней.

Первоосновой творческого процесса является глубокое знание действительности, абсолютная достоверность тех сведений, которые писатель сообщает читателю. И все дело в той идейно-художественной глубине, какую допускает автор в разрешении своей творческой задачи.

Обращаюсь к моей поездке, поскольку она произвела на меня большое впечатление. Когда я о ней думаю, мне представляются три пункта, где можно черпать материал, где человек, родившийся здесь, в Забайкалье, которому этот материал доступен, который легче освоит его, может широко использовать этот материал. Возьмем тот же колхоз. Ведь это клад для писателя. Его надо брать лопатами и откапывать. По соседству рудник Калангуй. Представьте себе писателя, который бы сам на время поселился и со знанием дела разобрался в этой жизни, дал нам образы этих людей, этой области, края.

Третьим пунктом можно взять место, где расположен гарнизон, живут офицеры, их семьи. Живут солдаты, они занимаются своей боевой учебой, политической подготовкой, но они живут еще какой-то культурной, духовной жизнью. Это совершенно своеобразные условия, и на этом материале могла бы родиться прекрасная современная повесть из военного быта. Ведь мог же Куприн написать «Поединок», показать жуткую среду старого офицерства, затхлость того быта, духовную нищету и ту, особую, своеобычную драму духовной жизни человека. А наши писатели могут на материале жизни такого гарнизона создать повесть или роман, за которые читатель был бы очень благодарен, дать образы наших культурных военных людей.

И еще… мы до сих пор не имеем повести или романа о декабристах; о революции 1905 года, о революционном движении Забайкалья».

И. ПОГОДИН – ЖУРНАЛИСТ. «Я корреспондент газеты и секретарь трибунала. И… мы с другом в редакции имеем на двоих одну пару башмаков. И я как сейчас вижу перед собой Мишу Долирова, который входит босиком в редакцию. Покажи теперь на экране босого журналиста, скажут – неприлично. Но, позвольте, это и есть подлинная, а не кажущаяся нам через сорок лет романтика революции!» Эти слова принадлежат Н. Погодину, который в 1920 – 1924 годах работал в ростовских газетах «Станок», «Донская беднота», «Трудовой Дон» («Молотя).

Как пишет в газете «Вечерний Ростов» (Ростов-на-Дону, 15 ноября 1975 года) Ю. Немиров, чаще всего темой корреспонденции Н. Погодина была трудовая Жизнь коллектива завода «Красный Аксай», работавшего в труднейших условиях послевоенной разрухи.

«Рабочие работают», «Чудо на заводе «Красный Аксай», «Русский трактор» – вот названия погодинских статей.

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1976 - №4. - C. 315-319
Копировать