№4, 1976/История зарубежной литературы

Письмо из Сараева

Хотя в те дни, когда писалось это письмо, в Белграде проходила двадцатая – юбилейная – международная книжная выставка, на которой наряду с иностранными были представлены все югославские издательства, рассказ о событиях литературной жизни хотелось бы начать с другого.

В центре внимания литературной общественности тогда находился Восьмой съезд писателей Югославии, проходивший также в Белграде со 2 по 4 ноября прошлого года.

Безусловно, для любой организации съезд имеет немаловажное значение, ибо на нем подводятся определенные итоги, критически рассматривается и оценивается работа, проделанная за определенный период. И в то же время съезд дает направление будущей работе, определяет дальнейшее развитие.

Однако, как отмечалось на прошедшем съезде, далеко не все предыдущие форумы югославских писателей (если рассматривать их с точки зрения исторической перспективы) имели одинаковое значение. В этом смысле последний съезд писателей занимает особое место. И это обусловлено тем, что на нем были поставлены вопросы, важные не только для текущего момента, но и для гораздо более длительного исторического периода.

Конечно, это связано с большими историческими изменениями, которые происходят в югославском обществе, и более того – событиями и явлениями международного характера. Достаточно сказать, что съезд собрался в год, когда все прогрессивное человечество отмечало 30-летие Победы над фашизмом. Поэтому на нем поднимались вопросы, связанные не только с ближайшим периодом, предшествовавшим ему, – необходимо было проследить развитие литературы всего послевоенного времени с точки зрения того, насколько полно отражала она строительство социалистического общества в новой Югославии. В то же время этот знаменательный Юбилей, носивший международный характер, как и проходившее летом 1975 года совещание в Хельсинки, выдвинул на первый план необходимость рассмотреть место отечественной литературы и ее роль в развитии мировой культуры, и особенно культуры социалистических стран.

Хотя все эти вопросы были не одинаково ярко отражены в проходившей дискуссии, совершенно очевидно, что они определяли характер выступлений, и Осознанием их важности была проникнута работа всего съезда.

Тем не менее, период между двумя последними съездами югославских писателей являлся для нашего общества настолько важным этапом на пути реализации, проведения в жизнь концепции социалистического самоуправления, что уже сам по себе этот факт должен был определить значительность прошедшего форума. Если в конце 60-х годов на основе теории «безыдейности» культуры тут и там проявлялись антисоциалистические тенденции, находили место идея, в основе которых лежало нигилистическое отрицание «всего существующего», либерализм или национализм, носившие, в сущности, буржуазный характер, то 21-е заседание Президиума ЦК СКЮ и X съезд Союза коммунистов Югославии означали поражение всех неприемлемых для коммунистического движения и враждебных социализму концепций и вступление страны в новую фазу строительства социализма. Это фаза, в которой общественный труд занимает действительно главенствующее положение, а национальные проблемы ставятся на прочный фундамент равноправия, братства и единства, на основе принципов самоуправления и новых общественных отношений.

В предшествующее десятилетие в Югославии наблюдались наносные, неприемлемые для социализма тенденции, проявлялись противоречия, вызвавшие кризис и идейных и эстетических критериев. Тем более отрадно, что нынешние мероприятия Союза коммунистов с самого начала были поддержаны большим числом писателей, которые, борясь с идейно неприемлемыми тенденциями Б области культуры и литературы, искали новые пути преодоления внутренних противоречий, пути подлинного участия литературы и искусства в созидании мира, основывающегося на гуманистических идеалах.

Таким образом, можно сказать, что нынешний съезд писателей характеризовало больше, нежели любой предыдущий, единство, которое не нарушалось разногласиями по идейным и художественным проблемам.

Густав Крклец, известный югославский поэт, председатель Союза писателей Югославии (оставшийся на этом посту и после съезда), имел право сказать в заключительном слове: «На съезде проявилось единство во всех основных вопросах, о которых шла речь на съезде. Это главная черта в работе съезда, и благодаря этому он, безусловно, останется в истории как одно из значительнейших событий в нашей культурной жизни. Мы доказали, что писатель и революционер стоят в одном ряду, защищая идеалы гуманизма, свободы личности и творчества».

Актуальность проблем прошедших лет, как уже говорилось, определила и программу съезда, в которой особое место заняли вопросы развития литератур Югославии за тридцать послевоенных лет, включающие в себя как теоретическую проблематику этого развития, так и общественно-историческую. Разрешение национального вопроса обусловило и взаимоотношения литератур различных народов Югославии. Все это, вместе взятое, заставило говорить и о месте писателя в нашем обществе, и о роли литературы (а также и книги) на данном этапе общественной жизни.

Все вышеназванные проблемы, в сущности, неразрывно связаны. Невозможно ответить на вопрос о назначении литературы в развитии общества сегодня, не принимая во внимание исторические перспективы, позволяющие познать и теоретически обосновать внутренние и внешние закономерности ее движения. Вполне понятно также и то, что многие выступления на съезде были посвящены как раз тридцатилетнему развитию литературы Югославии в целом. Разумеется, речи не были как две капли воды похожи одна на другую; различными были и исходные теоретические позиции ораторов, и материал, которым они оперировали, и традиции, к которым он восходит.

В некоторых выступлениях основное внимание было уделено общественно-историческим условиям, в которых развивалась та или иная литература; в центре внимания других стоял вопрос о внутренних закономерностях этого развития;

Цитировать

Мартинович, Ю. Письмо из Сараева / Ю. Мартинович // Вопросы литературы. - 1976 - №4. - C. 164-171
Копировать