№8, 1976/Хроника

Среди журналов и газет

«СИБИРСКИЙ ФОНД ИМЕНИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА». Известный врач и общественный деятель Сибири Н. Белоголовый был близким другом Салтыкова-Щедрина. Их многолетняя переписка опубликована лишь частично. Большую ценность представляют воспоминания Белоголового о писателе.

В 1889 году, вскоре после смерти Салтыкова-Щедрина, Белоголовый пишет в журнале «Сибирские огни» (1976, N1) А Блюм, решил почтить память своего друга созданием особого фонда для издания его произведений по дешевой цене, доступной народу. В фондах ЦГИА СССР хранится письмо, в котором Белоголовый обратился в Санкт-Петербургский комитет грамотности. В нем говорилось: «В Сибири у почитателей многострадального русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина явилась мысль увековечить дорогую память незабвенного учителя правды, защитника всех честных людей, ходатая за всех обездоленных, нуждавшихся в помощи и участии; с этой целью они основали при Комитете грамотности постоянный фонд имени М. Е. Салтыкова-Щедрина для издания книг для народа по всем отраслям знания». Далее в письме говорится: «…Ценою двухлетних усилий мне удалось упрочить основанный при комитете постоянный фонд имени М. Е. Салтыкова-Щедрина благодаря сочувствию сибиряков, почитателей могучего таланта М. Е.».

В других письмах, направленных в комитет, Белоголовый напоминает о необходимости скорейшего использования собранных в салтыковский фонд средств. В одном из них он подчеркивает, что фонд в «настоящее время вполне обеспечен и пора приступить к изданию книг», выражает пожелание, «чтобы эти издания были достойны фонда имени М. Е. Салтыкова-Щедрина». Призыв Белоголового, жившего в то время в селе Омологи Иркутской губернии, вызвал широкий общественный резонанс и целый поток писем и пожертвований в салтыковский фонд.

Свое обращение по поводу образования фонда Белоголовый разослал по многим адресам для публикации в провинциальных газетах. Однако в ряде случаев это обращение встретило препятствия со стороны цензуры и не было опубликовано. Например, казанский цензор сообщал своему петербургскому начальству, что в «редакцию местной газеты «Казанский вестник» было прислано для печатания письмо г. Белоголового, заключающее в себе призыв к пожертвованию для увеличения фонда им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, писателя известного пошиба… Может ли быть допустимо к печатанию подобное воззвание к публике и можно ли производить сбор пожертвований с указанной в письме целью». Начальник всероссийской цензуры Феоктистов признал действия казанского цензора совершенно «справедливыми».

В 1893 году обер-прокурор Синода Победоносцев писал Феоктистову: «Какую бы установить опеку над так называемой народною литературой? Сегодня читаю в «Русских ведомостях» о Петербургском комитете грамотности, что он предпринимает издание для народа Щедрина (Салтыкова) и что получил на этот предмет из Сибири пожертвований на 1700 рублей».

Речь в письме идет о заметке в «Русских ведомостях» от 15 ноября 1893 года, в которой сообщалось о заседании в Петербургском комитете грамотности, где было доложено о регулярном поступлении довольно крупных сумм из Сибири в пользу сибирского фонда имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Корреспондент сообщал, что комитет решил начать издание произведений писателя.

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1976 - №8. - C. 315-320
Копировать