№3, 1982/Хроника

Среди журналов и газет

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА БЫТИЯ. Под таким названием в журнале «Подъем» (1981, N 10) в рубрике «Кольцовско-никитинские страницы» публикуются неизвестные документы, связанные с жизнью и творчеством замечательных поэтов-воронежцев.

В настоящее время, как пишет автор сообщения В. Кузнецов, известно свыше восьмисот музыкальных произведений, созданных на стихи Алексея Васильевича Кольцова. Среди них – романсы Милия Алексеевича Балакирева. В отделе рукописей Государственной Публичной библиотеки имени М. Е, Салтыкова-Щедрина хранится сборник стихотворений поэта, изданный в 1856 году и принадлежащий композитору. На титульном листе печатка-экслибрис: «Из книг М. А. Балакирева». Рукой более позднего владельца книги, некоего С. Л., помечено: «Экземпляр содержит много замечаний Балакирева, его планов вокальных сочинений, иногда даже с темой на полях…»

«Действительно, многие кольцовские страницы представляют собой своеобразную рабочую партитуру будущих романсов и песен главы «Могучей кучки»… Музыкант четко обозначил двадцать пять стихотворений, снабдив некоторые из них выразительными карандашными пометками. Они носят разнообразный характер – от лаконичного NB до подробной музыкальной разработки темы», – пишет В. Кузнецов.

Известно, как тяготился Кольцов торговыми, прасольскими делами, дающими его семье средства к существованию. «Торгаш – мерзкое слово, гадко шумит в ушах», – писал он Белинскому. В ЦГАЛИ (ф. 263, оп. 1, ед. хр. 11) хранится «Дело Воронежской казенной палаты о земельных участках, отданных однодворцами слободы Чижевки в содержание А. В. Кольцову». Из «дела» видно, что в 1832 году Кольцовы вели спор с однодворцем Иваном Тимофеевым за право арендовать пустующие в пригороде земли, необходимые им как пастбище для скота. Тяжба закончилась тем, что «однодворцы слободы Чижевки, не занимающиеся хлебопашеством, в числе 376 душ, следующие им участки отдали в 10-летнее содержание мещанину Кольцову из платежа 2 р. 50 коп. за каждую десятину в год…»

Почти 20 лет тянулась история из-за поручительства Василия Петровича Кольцова за купца Карелина, занявшего пять тысяч рублей у дворянина Замахаева. Кредитор неожиданно умер, и наследники предъявим вексель к оплате. Гражданская палата «доложила настоящую сумму взыскать с поручителя». Пришлось Кольцову обратиться за помощью к П. А. Вяземскому, служившему тогда в министерстве финансов.

В Институте русской литературы АН СССР хранится неизвестный отзыв поэта Якова Полонского на вышедшую в 1958 году поэму «Кулак» Ивана Саввича Никитина. Рукопись «представляет собой черновую, трудночитаемую из-за неразборчивого почерка рецензию, оставшуюся незаконченной. Но и в таком виде она дает ясное представление о взглядах автора…

В начале статьи Полонский говорит в«Кулаке» как о «заметном литературном явлении» и уверенно заявляет: «Мы признаем поэтическое дарование г-на Никитина и могли бы, читая его поэму, заранее поручиться, что на 158 страницах <…> много есть истинных поэтических страниц, довольно оправдывающих нашу веру в это дарование»… Однако в целом Полонский не может принять общего идейного пафоса поэмы, ему чужда ее «прозаическая» тема. Отсюда следует вывод:

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1982 - №3. - C. 285-289
Копировать